Профессор Михаил Сач – специалист в области китайской медицины и философии. В Израиле и не только, он один из лучших в своей области, в 31 год , получил звание профессора. Среди коллег и пациентов, он славится как диагност, наделенный редким даром моментально “считывать” информацию о больном организме и определить суть проблемы.
Мы попросили профессора ответить на вопросы газеты “Менора”.
- – Вы получили звание профессора в китайском университете. Далеко не каждый медик, родившийся за пределами этой страны, удостаивается такого признания…
- -И в древнем Китае, и в Китае современном, знания и опыт приобретались и приобретаются тяжелым трудом. Это многовековая традиция Поднебесной. Но не зря говорят, что терпение и труд все перетрут. Я родился в Ташкенте в 1968 году. В 1979 с семьей переехал жить в Израиль. Абсорбция была тяжелой. Но это был как раз тот случай, когда трудности закаляют. Я окончил среднюю школу, отслужил три года в израильской армии, а затем поступил на учебу в израильский филиал Калифорнийского института китайской медицины. Учился четыре года, экзамены летал сдавать в Сан Диего. Затем год повышал квалификацию на медицинском факультете университета в Иерусалиме. Я по настоящему увлекся своим делом. Хотелось знать больше и больше. Так судьба привела меня в университет Тянь Зинь, который находится в 70 километрах от Пекина.
- – В Китае далеко не все говорят по-английски. Как вы преодолели языковой барьер…
- – С большим желанием это сделать. Я не могу сказать, что владею китайским языком на высоком уровне. Но медицинский китайский освоил так, что сумел защитить диссертацию, получить статус профессора, и читать лекции китайским студентам. Я вообще с удовольствием изучаю языки. Говорю на иврите, русском, английском, арабском, языке бухарских евреев, который очень близок к таджикскому и иранскому. Учил бы еще, но времени не хватает – работа, учеба, философия, спорт…
- – О спорте и философии чуть подробнее пожалуйста.
– Активные занятия спортом уже позади. Сейчас только поддерживаю себя в форме. А вообще имею черный пояс, пятый дан по каратэ. Что же касается философии. Китайская мудрость, это такой безбрежный океан…. Я бы не хотел, чтобы наша беседа превратилась в одну большую лекцию.
- – “Океан” за одну беседу нам точно не переплыть. Но вы – специалист по китайской традиционной медицине и философии. Вы врач-философ?
– Да. И я такой далеко не первый. Именно врачами-философами были древние целители Китая. Знаете, когда специалисты по китайской медицине ставят диагноз, то учитывают не только общее состояние пациента и симптомы болезни. Ведь китайская медицина не универсальна, как медицина современная. Она – индивидуальна. Она привязана не только к конкретному человеку, но и к месту, времени года, погоде и так далее. Китайские целители, осматривая больного в конкретный данный момент, учитывают направление и силу ветра, стараются почувствовать биологические часы каждого органа. Другими словами, они пытаются приблизиться к духу больного, который находится в сердце, к его душе, которая распространяется на весь организм посредством крови. Ведь человек это не только скелет, мышцы, кожа, набор определенных органов. Это душа, это дух, это очень тонкая система, где материальное и духовное взаимосвязано.
- – Все это в корне отличается от подходов традиционной медицины…
– Да, подходы другие. Но настоящие целители никогда не противопоставляют, например, современную конвенциональную медицину и медицину древних китайцев или методы народных целителей Аравии, Ирана, Средней Азии. Наоборот, мы ищем пути, при которых разные методики дополняют друг друга, помогают добиваться исцеления больного. Я профессор по китайской медицине. Но я, также, имею диплом врача по медицине конвенциональной. И, поверьте, одно другому только помогает. Я, например, принимая больного, прошу, чтобы он принес мне результаты всех анализов, которые он получил в обычной поликлинике или больнице. Мои коллеги, конвенциональные врачи, часто чувствуя, что современные методы лечения не приносят нужных результатов, отправляют своих пациентов ко мне. И не раз такое сотрудничество помогало справиться с самыми тяжелыми недугами. Знаете, в свое время великий китайский политик современности сказал такую фразу: “Неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она умела ловить мышей”. Дэн Сяо Пин имел в виду экономический уклад. Поверьте, что для медицины эта фраза столь же актуальна, как и для экономики.
- – Древней китайской философией вы тоже увлеклись, будучи в Поднебесной?
– Нет. Дело в том, что сами китайцы едва не утеряли свои философские традиции. Вспомните китайскую культурную революцию в середине прошлого века, когда на интеллигенцию были устроены массовые гонения. Многих ученых тогда репрессировали. Традицию древней китайской философии сохранили политэмигранты, профессора, уехавшие в Японию, Англию, США.
- – А традиционная китайская медицина, она тоже могла исчезнуть в годы коммунистической диктатуры?
– Кто знает. Ведь лекари, народные целители, травники также подвергались преследованиям. Но в глубинке и в годы культурной революции люди обращались за помощью к народным целителям. Впрочем, подобная ситуация наблюдалась и в других странах. Вспомните, как только не называли народных целителей в годы правления коммунистов в бывшем СССР. И только с началом 90-х годов прошлого века альтернативная медицина получила там право на существование. Правда на этой волне появилось много, так сказать, “целителей”, проще говоря, откровенных шарлатанов.
- – К слову о шарлатанах. Чтобы стать конвенциональным врачом или врачом китайской медицины, необходимо много учиться. Чтобы стать специалистом такого уровня как вы, необходимо учиться еще больше. Но есть много так называемых специалистов, которые не учились нигде, но объявляют себя народными целителями.
– Эта проблема существует не первый год и даже не первый век. И не мне давать рецепты, как с ней бороться. Но, с другой стороны, великие китайские целители, наши Авиценна и Рамбам медицинских факультетов не кончали, учились у своих наставников, народных целителей, а стали великими врачевателями.
- – Вы назвали Авиценну нашим. Это не случайно?
– Нет. Авиценна в западной традиции или Абу Али ибн Сина, как было принято называть его в мусульманском мире, скорее всего, имел общих с нами предков. Я говорю это очень дипломатично, потому что несколько стран борются за право назвать Авиценну своим сыном. Но с другой стороны имя Ибн Сина – не совсем традиционное для мусульман того времени. Вполне логично предположить, что это калька с еврейского Бен Цион. Начав работать в фонде Авиценны, я много изучал жизнь и наследие великого лекаря. Я сравнивал труды Авиценны и Рамбама, ведь последний считал Авиценну своим учителем. Впрочем, по большому счету не важно, кто были предки Авиценны. Важно, что его наследие актуально и поныне. Фонд его имени, созданный в Узбекистане, тому яркое подтверждение.
- – Вы имеете отношение к фонду Авиценны?
– Самое прямое. Фонд создан в Узбекистане. Его цель – изучение и пропаганда наследия великого врача и ученого. Фонд проводит встречи, симпозиумы, семинары. На одной из международных конференций меня попросили принять участие в деятельности фонда. Я принял приглашение. Работы много и иногда в ней бывают необычные моменты. Так на одном из последних симпозиумов, организованном фондом на родине ученого – в Бухаре меня посадили в Президиум рядом с лекарем из Ирана. Причем мой коллега прекрасно знал, откуда я. Более того, чтобы сесть рядом со мной, он попросил специальное разрешение у одного из иранских духовных авторитетов. К моему удивлению, он это разрешение получил.
- – Как вам удается все успевать?
– Хотите спросить, успеваю ли я принимать всех своих пациентов? Никогда и никому не отказывал в помощи. Я умею распределять свое время рационально. Кстати, этому тоже учит китайская философия. Для меня, правда, 12-часовой рабочий день – обычное дело. Но я уже не могу иначе.
- – Скажите, профессор, с какими недугами к вам обращаются люди?
– Вопрос на миллион долларов. Мне легче ответить с какими недугами не обращаются. Я стараюсь как-то специализироваться. Говоря языком конвенциональной медицины, принимаю больных с эндокринологическими и гинекологическими проблемами, проблемами пищеварения, сильными головными болями. Но, вчера, к примеру, ко мне пришел человек с проблемами позвоночника. Специалисты конвенциональной медицины ему не помогли. Я взялся его лечить…