Спор посохов и змей в Египте
В главе «Ваэра» рассказывается о том, что когда Моше и Аарон собирались идти к фараону, Всевышний сказал Моше, что если фараон попросит в качестве доказательства совершить какое-либо чудо, то пусть тогда Моше скажет Аарону, чтобы тот бросил свой посох на землю перед фараоном и он (посох) превратится в змею. Так Аарон и поступил. Но фараон позвал своих «мудрецов» и колдунов, которые тоже бросили свои посохи наземь и они превратились в змей. В конечном итоге: «И проглотил посох Аарона их посохи».
Ребе Король Мошиах говорит, что все эти действия по бросанию посохов и превращению их в змей требуют особого объяснения. Но, прежде всего, необходимо прояснить то чудо, при котором посох Аарона проглотил остальные посохи. Откуда это чудо вообще взялось? Ведь в разговоре с Моше Всевышний вообще о нём не упоминал. Из того, что мы видим, как Тора объясняет различные вещи, становится понятным, что чудеса, а также и египетские казни, происходили не только для того, чтобы наказать египтян. Главной целью всего этого было сломить отрицание ими Всевышнего, Благословенен Он. В книге «Тора Ор» объясняется, что египетское восприятие реальности было таковым, что они считали, что у Всевышнего нет никакого влияния на то, что происходит в современном мире. Они полагали, что после того как мир был сотворён, всё дальнейшее влияние на него оказывают только законы природы, а не Всевышний. Вот такое восприятие реальности Всевышний и разрушил десятью казнями, когда каждой отдельной казнью разрушался один из стереотипов египетской идеологии. И прелюдией ко всем этим казням стало чудо посохов, когда посох Аарона проглотил остальные посохи. Аарон в этой «схватке посохов» ассоциируется со святостью, а его посох — с Б-жественной силой, исходящей от святости. Змея ассоциируется с фараоном и Египтом (в Торе в этом месте змея обозначена словом «танин», что можно перевести «крокодил»), как сказано у пророка Йехезкеля: «Фараон, правитель Египта — большой крокодил, лежащий среди рек его».
Превратив свой посох в змею (крокодила), Арон как бы дал понять фараону, что и действительность змеи, т.е. действительность самого Египта происходит от святости. Но фараон призвал своих колдунов, которые превратили также и свои посохи в змей, как бы доказывая этим совершенно противоположное, что у Египта якобы есть свои источники для черпания жизненной силы и что Египет не зависит от источников святости. На это последовал ответ Всевышнего: «И проглотил посох Аарона их посохи». Таким образом Всевышний дал понять египтянам, что вся сила, источник которой не из святости, является просто иллюзией и самообманом, и что у таких сил, в отличии от сил святости, нет никакого источника существования. Таким образом Всевышний показал фараону и его колдунам, что у них нет никаких собственных сил и что Он — Всевышний управляет так же и ими.
Это было как предисловие, которое сломило основную ось египетского восприятия реальности. А следующие за этим событием десять египетских казней разрушили одну за другой все ступени египетской ритуальной нечистоты. Из этой истории с посохами можно извлечь для себя урок по служению Всевышнему. Когда мы общаемся с другими евреями, то делать это необходимо с любовью и уважением, так как это делал Аарон, про которого сказано, что он «Любил мир и стремился к миру, любил людей и приближал их к Торе». Но в воспитательной работе иногда можно столкнуться с человеком, который до такой степени находится на самой нижней ступени святости, что необходимо приложить силы, чтобы сломить то зло, которое есть в нём. Но и это необходимо совершать только «посохом Аарона» — с истинной любовью к ближнему и без примеси личной неприязни к другому. И ещё одно; когда существует необходимость «проглотить» реальность ближнего, делать это необходимо «посохом», а не «змеёй». Разница между посохом и змеёй в том, что посох символизирует собой хладнокровие и терпение, а змея символизирует собой гнев. Зло из ближнего необходимо извлекать хладнокровно и без гнева; без того, чтобы прочувствовать сущность зла, а смотреть на него, как на сухую палку.
##Всё для евреев
В главе «Ваэра» рассказывается о начале 10ти казней, которые обрушил Всевышний на Египет. Самое простое объяснение казням, что они являлись наказанием египтянам за то, что заставляли евреев тяжело работать и не позволили им уйти из Египта. Но кроме этой причины существует, как это упомянуто в Торе, более глубокая цель (этих казней): «И узнают египтяне, что Я Г-сподь, когда Я простру Мою руку над Египтом и выведу сынов Израиля из их среды!» Египтяне во главе с фараоном не верили во Всевышнего, и казни предназначались, чтобы «ознакомить» их с тем, что у мира существует Творец и что силы Его огромны.
Рабби Ицхак Абарбанель (один из величайших комментаторов Торы) объяснил, что фараон отрицал саму сущность Всевышнего, отрицал Б-жественное Провидение и Его возможности совершать чудеса, (изменяя при этом) естественный природный цикл. Казни же разрушили это фараоновское мышление во всех трёх вышеупомянутых параметрах: первые три казни доказали фараону существование Творца, следующие 3 казни доказали (фараону) существование Б-жественного Провидения и три последние казни показали фараону то, что Всевышний может совершать сверх природные чудеса.
Но если присмотреться глубже к объяснениям казней, которые приводит Тора, то становится понятной ещё одна цель всех этих казней — сообщить еврейскому народу величие Всевышнего: «И чтобы ты рассказывал во услышание сына твоего и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтом и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и (чтобы) вы знали, что Я Г-сподь!» Из этого высказывания Торы следует, что казни египетские свершились так же и для (во имя) евреев. И как объясняет это РАШИ, что Всевышний насылает напасти на народы мира для того, чтобы это услышал еврейский народ и убоялся (гневить) Его.
Такой подход (Торы к причинам казней египетских) требует дополнительных пояснений: разве недостаточна первичная цель этих казней — наказать египтян и разрушить отрицание египтянами существование Всевышнего? Для чего же необходимо было искать ещё одну причину для казней, да ещё в том, чтобы этими казнями сообщить евреям о величии Всевышнего? Объяснением этому, по словам Ребе, служит цель всего мироздания. Говорят наши мудрецы что всё мироздание было «для евреев и для Торы». Поэтому и отдельные фрагменты мироздания и всякие события, происходящие в мироздании должны быть напрямую связаны с еврейским народом и Торой и приводить к извлечению (евреями) пользы из них. Поэтому недостаточной была причина простого наказания египтян; евреи должны были извлечь для себя пользу (которая выразилась) в особом уважении, которое испытывает Всевышний к своему народу и чтобы они (казни) увеличили в сознании евреев познание величия Всевышнего. Только в этом случае цель египетских казней была полной.
Похожую вещь мы видим так же в отрывке из Пророков, читаемом на этой неделе. В нём рассказывается о пророчестве Йехезкеля о той разрухе, которую навёл Всевышний на Египет. И здесь мы видим тот же мотив: «И узнают все жители Египта, что Я Г-сподь!» Но Всевышний не удовлетворяется только этим, а добавляет: «В тот день взращу величие для дома Израиля, а тебе дам откровение уст среди них; и узнают, что Я — Г-сподь!» И опять (на примере этого пророчества) мы видим то, что полным наказание египтян является только тогда, когда из этого была так же извлечена и польза для еврейского народа «И узнают они, что Я — Г-сподь!»
Рав Даниэль Булочник