Трума

Пожертвование — в честь Имени Всевышнего

Наша недельная глава называется «Трума» — «Пожертвование». РАШИ комментирует слова: «И возьмёте пожертвование Мне» и приводит объяснение: «Мне — в честь Имени Моего». То есть пожертвование, которое давали для Мишкана, должно было изначально даваться с намерением посвятить это Мишкану и ничему другому. Спрашивается: чем же эта заповедь так отличается от других заповедей, что Тора подчёркивает, что исполнять ее необходимо с чёткими намерениями?

Вопрос сложный потому, что именно в отношении этой заповеди могла бы быть возможность сказать, что намерения здесь не очень-то и важны. Баал-Шем-Тов приводит два примера таких заповедей, в исполнении которых главное — это действие, а не намерения.

Первая такая заповедь — это окунание в микву. Здесь главное — само окунание, само нахождение тела под очищающей водой; поэтому по закону, даже если человека просто накрыла волна, он уже считается очищенным. Вторая такая заповедь — это заповедь давать цдаку (пожертвование). В этом случае тоже главным считается само действие; бедняку совершенно всё равно, о чём думал тот, кто ему дал денег.

Так почему же Тора особо подчёркивает, что пожертвования на Мишкан необходимо делать с особым намерением? Ребе объясняет так: Цель постройки Мишкана указана в Торе так: «И сделайте Мне Храм и буду обитать Я в вас». Спрашивается: почему сказано «В вас», а не «В нём» — в Храме? Мудрецы объясняют это, что цель обитания «в вас» это внедрение Б-жественной святости в сердце каждого еврея.

Строительство Мишкана (Переносного Храма) даёт еврею силы освятить всю свою повседневную жизнь и сделать из неё Мишкан для Всевышнего. От еврея требуется служить Всевышнему не только во время молитвы, изучения Торы или исполнении какой-то заповеди, но и во время еды или ещё какой-либо повседневной работы, когда он превращает эти действия в действия во имя Небес по принципу: «И познавай Его во всех своих путях».

 Строительство Мишкана позволило евреям связать всю свою сущность, всю свою жизнь со Всевышним.

Из-за всего этого было важно, чтобы давание пожертвования на строительство Мишкана делалось с особыми намерениями во имя Всевышнего и чтобы к этим намерениям больше ничего стороннего не прибавлялось. Это пожертвование не похоже на просто цдаку; здесь основным является связь и соединение воедино со Всевышним. По этому существует необходимость в особых намерениях сердца при давании этого пожертвования. В свете всех этих вещей, которые объясняют связь указания о строительстве Мишкана с обязанностью каждого еврея быть «Мишканом» для Всевышнего во всех своих действиях, становится понятным, почему сказано: «И возьмёте пожертвование для Меня», а не более подходящее по смыслу «И дадите пожертвование».

Когда дают цдаку, то есть дающий и получающий. Попросту говоря, все намерения здесь касаются только дающего, ибо какие могут быть намерения у берущего, кроме желания принести домой кусок хлеба? Тора подчёркивает, что «Возьмёте» должно быть «Мне — в честь Имени Моего». Даже такое вынужденное действие, как принятие цдаки, должно являться частью работы по служению Всевышнему.

То, что один человек богат, а другой беден, — не дело случая. Это воля Всевышнего, который решил так, что кто-то будет нищим, а кто-то богатым. Бедняк должен знать, что тот факт, что его пропитание зависит от милости других людей — это желание Всевышнего для того, чтобы в мире существовало милосердие и справедливость. Когда нищий получает цдаку, он тем самым становится соучастником в действии милосердия в этом мире и таким образом он исполняет своё предназначение в этом мире. Для него получение цдаки и есть его путь служения Всевышнему.

Примечание: «Цдака» — это не милостыня. Слово «цдака» имеет общий корень с ивритским словом «цедек» — «справедливость». Всевышний дал тебе больше, чем другому? Необходимо знать, что это не твоё, а что Всевышний дал тебе это как «залог», чтобы отдать это нуждающемуся и таким образом стать соучастником Всевышнего по востановлению справедливости в этом мире.

    Когда же Всевышний будет находиться внутри еврея?

Сказано в главе «Трума»: «И постройте Мне Храм и буду обитать Я в вас». Мудрецы учат: «Не сказано (буду обитать) „в нём“, а „в вас“ — внутри каждого из нас». Всевышний обещает, что будет обитать не только в переносном Храме, а и в каждом еврее в отдельности. Когда же Всевышний будет находиться внутри еврея? Когда еврей сделает из материальности своей Храм для Всевышнего, когда будет изучать Тору, исполнять заповеди и внедрять святость во все свои обыденные дела. Тогда Всевышний и будет находиться внутри еврея.

Желание Всевышнего таково, чтобы у Него было жилище в Нижних мирах — в нашем материальном мире. Это и есть Храм. Но когда каждый еврей строит Храм Всевышнему и Он находится «в них» — внутри каждого еврея, то в таком случае у Всевышнего появляется жилище ещё в более нижайших местах. Таким образом исполняется воля Всевышнего. Еврей внедряет святость во все точки мира и таким образом строит Всевышнему жилище даже в самых нижайших местах мира.

Материальный Храм был построен из дерева, камня, золота и т. д. Вся эта материя стала не только местом обители святости, но и сама по себе превратилась в святость; материальный Храм стал святостью. Таким же образом должно быть и с Храмом духовным: «И буду обитать Я в вас» — в сердце каждого еврея. Необходимо не только внедрять святость во все наши материальные дела, но и сделать так, чтобы эти дела сами по себе стали святостью.

В этом заключается связь между главой «Трума» и предыдущими главами. В главе «Итро» создалось соединение между Верхними и Нижними мирами, создалась связь между Всевышним и Его творениями — еврейским народом. Это всё произошло посредством дарования Торы. Продолжение этому было в главе «Мишпатим». Заповеди, изучаемые в этой главе, являются средством соединения между Всевышним и Его народом. И только в главе «Трума» объясняется, что связь со Всевышним не только путём заповедей, а и во всём остальном и повседневном. Личные дела еврея, даже если они не связаны с исполнением какой-либо заповеди, а только с восполнением его личных материальных потребностей, также являются средством связи со Всевышним, если еврей построит из этих дел «Храм» и превратит их в святость — «И постройте Мне Храм и буду обитать Я в вас!»

Фото: сайт Chabad.org