Песах – символ освобождения

Песах — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории, с исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом и при этом свободным. В религиозной традиции праздник посвящён освобождению еврейского народа. Который 400 лет находились в рабстве.

 Чтобы освободить евреев Б-г послал на Египет 10 казней, и только после десятой фараон отпустил их на свободу. Согласно Торе накануне последней из десяти казней — поражение египетских первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, а их кровью пометить дверные косяки. А в ночь 14 нисана Всевышний «прошёл мимо» (пасах) еврейских домов, и еврейские первенцы были спасены, в остальных же домах все первенцы погибли. И вообще, месяц Нисан, наполнен важными событиями. С этим днем связаны такие понятия, как: Пост первенцев. Первый день поста Эстер и остальных евреев города Шушан.

Пост праведников. Уничтожение хамеца, чтение законов, как вести подготовку к песаху, как изготовлять мацу и правила проведения Седера. И возможно, ещё много другое. Но это уже не ко мне, остальное знают наши просвещённые раввины. По известным причинам многое из того, что перечислено выше я и мои сверстники, живя в бывшем Советском Союзе, просто, не знали. И вспоминая своё детство, уже в зрелом возрасте, я поражаюсь тому, как наши родители и деды на территории Средней Азии того времени, скрупулёзно исполняли всё, что было нужно, готовясь к Песаху, и Седеру. Все восемь дней они строго проводили по законам Торы. Консультировались в тайне с Раввинами, так как духовные лидеры, не всё могли сказать в синагоге, или в другом людном месте. Они, просто, опасались доносчиков и гнева властей.               

К Песаху, бухарские евреи готовились за несколько месяцев до его наступления. Делали тщательную уборку дворов, домов и даже побелку комнат. Наши матери, выносили из своего особого хранилища самую лучшую, пасхальную посуду и окунали её тайком в секретной «Микве». За месяц до праздника покупали орехи, отделяли их от скорлупы, строго промывали кишмиш, закупали рис и очищали его несколько раз. Уже с осени закупали долго сохраняющуюся, картошку, лук и закапывали в подвалах в песке.

Холодильников до середины 50 годов у нас ещё не было, позже появился первый выпуск – «Саратов». До холодильников мясо осыпали солью и хранили в подвале, а также другие продукты, сливочное масло держали в холодной воде, периодически бросая в неё лёд. Как известно, Песах весенний праздник, зелени и овощей на базаре всегда было в изобилии. Помню, как делали мацу. В больших дворах объединялись несколько семей – соседей по кварталу и организовывали работу по её выпечке, строго поочерёдно для каждой семьи. Это делали и в нашем доме тоже, в одном из углов двора находился большой танур (печь) и мой покойный отец, Уриэль Мотаев, всегда был в группе организаторов.

В 1970 году пожилой Ханания Устониязов, член двадцатки синагоги, привёз за свой счёт специальную машину – станок из Москвы и пожертвовал его общине. Станок выкатывал тесто для мацы, а это была самая трудоёмкая работа в этом процессе. И тогда стали печь мацу во дворе, под навесом у Рибихая Мошеева (Аёс). Окна единственной синагоги города выходили в его двор. В этом дворе Х. Устониязов организовал бесплатную артель.

Помню, как рука старика попала под пресс машины и его кисть была раздроблена. После своего выздоровления дядя Ханания передал машину и дело по выпечке мацы будущему раввину Илюше Абдурахманову.

Интересно, как у нас, у бухарских евреев, делали вино к великому празднику освобождения.  С ранней осени закупали большое количество чёрного и, отдельно, белого винограда и приступали к его обработке. Мне было десять лет, когда мы с братом тщательно мыли ноги, мама стригла ногти и давили виноград, нам детям, это очень нравилось. У нас были большие кувшины на 200 литров и более, на половину их закопавали в землю, туда заливали выжатый виноградный сок и оставляли на брожение. Позже мама из жмыха винограда гнала прекрасную бухарскую водку «марки – Шехор», кустарное приспособление к этому процессу было у многих бухарских семей. И к Песаху, уже получали своё кошерное вино и свой «Шехор».

Всё это делалось с чувством особого трепета и вдохновения, ведь подходит время Песаха.

Я помню, как у нас в доме проводили пасхальный Седер, у бухарских это называлось – ночь четырёх бокалов (шаби чор пиёла), мы садились во круг невысокого топчана покрытого белой, дорогой скатертью и самая лучшая посуда была на этом низком столе, сидели по-азиатски скрестив колени на корпачах (бухарские тонкие матрасы) люди по старше сидели облокотившись на удобные подушки. Ведущим вечера у нас всегда был старший брат моей бабушки, знаток Торы с приятным голосом, отец Амнуна Алишаева, который живёт с нами в Вене. Я рос в многодетной семье и было мне, всего шесть лет. Вот что значит детская память, всё помню, как вчерашний день, своих стариков, братьев, сестёр и много родственников.      

А ведь было нас у родителей десять детей. За столом пели пасхальные песни – ма ништана и, конечно, якумин ки медонат… (первое кто знает …), внимательно слушали комментарии к читаемым главам об освобождении народа из рабства, притчи, забавные рассказы связанные с пасхальным Седером. И представьте, себе, что всё это мы слушали и говорили, ещё на живом, бухарском языке наших любимых и сегодня уже фольклорных бабушек.

Аарон Мотаев,

Вена, март 2020.

На снимках: Пасхальный седер 1930-е годы, женщина с мацой 1930-е годы.

Снимки из Архива Исаака Лурье предоставлены Марком Фазыловым