Есть или молиться?
В главе Торы «Ахарей» говорится: «И потому соблюдай Мои установления и законы, ибо кто соблюдает их, тот в них живет». Среди биографических заметок о жизни предыдущего Любавичского Ребе сохранилась история о его бабушке, ребецин Ривке, связанная со словами Всевышнего «тот в них живет». Как-то в молодости ребецн Ривка заболела. Врач рекомендовал ей завтракать сразу после пробуждения, но она отказывалась есть, не прочитав утреннюю молитву. В результате она очень рано вставала, чтобы успеть прочитать утреннюю молитву до завтрака. Такой режим, естественно, не способствовал улучшению ее здоровья. Она не только нарушала предписания врача, но и лишала себя необходимого отдыха. Тогда ее свекор, Ребе Цемах-Цедек, сказал ей: «Еврей должен быть здоровым и сильным. Тора говорит о заповедях: «И вы будете жить в них». Это значит, что мы должны наполнить заповеди жизнью. А для этого нужно быть сильным». Потом Цемах-Цедек добавил: «Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть»…
Действия человека можно условно разделить на две категории. К первой категории относится все, что мы делаем ради Всевышнего, — изучение Торы, чтение молитв и исполнение заповедей. Эта деятельность может быть обозначена общим термином «служение Б-гу», или «молитва». Во вторую категорию входит все то, что мы делаем для себя, — либо для удовлетворения основных физических потребностей и желаний, которые кажутся нам существенными. Все действия, относящиеся к этой категории, подходят под термин «еда», поскольку они направлены главным образом на утоление «голода». «Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть».
Существует три модели поведения, связанные с категориями «еды» и «молитвы». В соответствии с одной из них человек может полностью разделить эти виды деятельности. Во время «молитвы» (т.е. во время изучения Торы, исполнения заповедей или чтения молитв) он полностью погружается в духовную сферу. В это время со стороны может показаться, что мирские, материальные проблемы его совершенно не волнуют, короче, что перед нами — цадик (совершенный праведник). Но потом, когда этот же человек начинает заниматься материальными делами — бизнесом, едой и т.п., в нем не остается и намека на праведность, духовность или возвышенность.
Другая модель предполагает, что человек сочетает «еду» и «молитву». Такой человек тщательно соблюдает Шулхан Арух (еврейские законы), но его «молитва» является лишь следствием желания удовлетворить определенный «аппетит». Другими словами, он знает, что в конечном итоге ему придется дать отчет Всевышнему, и единственный способ, которым он может заслужить вознаграждение, — это повиновение Его законам. Его «молитва» — это, по сути, вклад на счет, который окупится в будущем, это «молитва ради еды», т.е. ради удовлетворения личных потребностей. Идеальная модель выражена в формуле «есть ради того, чтобы молиться».
Молиться человек, конечно, должен. Это очевидно. Он знает, что Всевышний желает, чтобы он изучал Тору и исполнял заповеди, и хочет исполнить все повеления Всевышнего. Он не особенно заботится о небесном или земном вознаграждении. Его служение Б-гу не обусловлено обещанием вознаграждения — это Тора ради Торы. Но даже этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы его «еда» также была связана с «молитвой», то есть все, что он делает, сосредотачивалось на праведности. Если даже он вдруг разбогател, он должен помнить, что прочное финансовое положение, богатство и материальная собственность сами по себе — не конечная цель жизни: богатство ему дано для того, чтобы он без забот, ни о чем не беспокоясь, занимался изучением Торы, с большей самоотдачей исполнял Заповеди и щедро жертвовал на благотворительность. И даже этого еще недостаточно. Как человек богатый, он может оказывать влияние на других, так как когда богатый человек что-нибудь делает (надевает тфиллин, соблюдает Субботу, и т.п.), то все члены общины стараются следовать его примеру (пусть даже в надежде, что таким путем и они разбогатеют). В этом и заключается внутренний смысл «еды» ради «молитвы». Все наши поступки и потребности, относящиеся к категории «еды», должны быть связаны с Торой и заповедями, чтобы «жить в них».
Одна идея — три указания
Всё, что написано в Торе — имеет статус абсолютной точности. Если несколько её указаний написаны одно за другим, то у них должен быть общий смысл. Поэтому, необходимо найти общий смысл трём указаниям, которые в нашей недельной главе «Кдошим» следуют одно за другим и, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего: «Святы будьте», «Перед родителями своими трепещите», «Субботы Мои соблюдайте».
В указании «Святы будьте», Всевышний требует от нас отличаться от народов мира [«святость» означает «разделение» «отличие», как это сказано в конце главы «И будете святы для Меня…. И выделю Я вас из всех народов»]. В чём мы должны отличаться от других народов? Если иметь ввиду, что это означает необходимость жить по Торе и заповедям, то понятие «отличие» здесь совершенно неуместно; ведь у народов мира нет никакой принадлежности к Торе. Поэтому понятно, что отличие должно выражаться в вещах, в которых есть схожесть между евреем и неевреем. И в этом Он заповедует евреям «Святы будьте» — отличайтесь от народов мира.
Это указание Торы относится к таким вещам, как еда, питьё, торговля и т.д. В этих вещах на первый взгляд не видно разницы между евреем и неевреем. И те и другие едят и пьют для того, чтобы тело могло существовать. И те и другие ищут пути заработать и занимаются различными материальными вещами. Но, несмотря на это, Тора заповедует нам: «Святы будьте! Вы должны внедрить святость в эти материальные дела и показать, что даже в самом материальном существует особенность еврейского народа!» Это достигается тем, что всё материальное необходимо совершать во имя Небес и освящения себя разрешённым [«Освяти себя разрешённым тебе»].
На вопрос, каким образом можно оставаться святыми, занимаясь мирскими делами, Тора отвечает: «Ибо Свят Я». Еврей, где бы он не находился, связан со Святым — Благословенен Он, про Которого мы говорим: «Свят Ты». От этой святости еврей черпает силы для внедрения святости в еду, торговлю и остальные мирские дела.
В продолжение к этому указанию следует «Трепещите перед матерью своею и отцом своим». Святость, которая окружает еврея всю его жизнь, необходимо передать следующему поколению. Нельзя еврею удовлетвориться лишь тем, что он сам свят. Еврей должен гарантировать, что эта святость перейдёт и к его детям. Третье же (выше упомянутое) указание «И субботы Мои соблюдайте», дополняет это указание Торы («Святы будьте»). Это указание (о субботах) отвечает на вопрос, откуда берутся силы для такой великой цели, как постоянное освящение себя и передачи этой святости следующим поколениям. Ответ на это — «суббота». Из суббот еврей черпает силы для отличия от народов мира и для того, чтобы быть святым, занимаясь мирскими делами.
У народов мира бытует мнение, что «Всевышний оставил материальный мир и передал его материальным источникам». Суббота же даёт пример еврейской вере в то, что обновление Всевышним этого мира и управление этим миром происходит постоянно. Суббота — это знак союза между нами и Творцом. Она постоянно напоминает нам о том, что природа и материальность управляются Всевышним. У субботы есть силы внедрить святость во все аспекты нашей ежедневной жизни и внедрить в наше подсознание понимание этого!
Освящай себя в разрешенном тебе
В нашей главе сказано (Кдошим 20:7): «И освящайтесь и будете святы, ибо я — Всевышний, Б-г ваш».
Отсюда наши мудрецы делают вывод: «Освящай себя в разрешенном тебе». То есть: к тому, что Тора разрешила, но не заповедовала использовать, надо относиться как к вещи ненужной. Например, следует удерживать себя от еды, если желание есть проистекает лишь из стремления получить удовольствие и в этой пище нет необходимости для здоровья вовсе. И, как выразил эту мысль Алтер Ребе — составитель книги «Тания»: «То, что запрещено — запрещено, а то, что можно — не нужно». Этим человек освящает себя.
Для того, чтобы подготовить мир к приходу Мошиаха, работа над «освящением себя» в особой степени необходима, так как во времена Освобождения раскрытие Божественности будет окружать весь мир и пронизывать его насквозь. Тогда сущность Всевышнего раскроется в мире, подобно тому, как человек, находясь у себя дома, сути своей дает раскрываться свободно, безо всяких ограничений, — в отличие от пребывания его на улице или в гостях, где человек ограничен в действиях и в выражении себя.
Раскрытие Божественности во времена Освобождения будет полным в каждом месте и каждом предмете. Поэтому изучение Торы и выполнение заповедей, а также воздержание от вещей запрещенных Торой недостаточны для достижения миром и человеком состояния готовности к наступлению Освобождения. Даже тот, кто выполняет Тору и заповеди, может оставаться «самостоятельным существованием» — по-прежнему ощущать себя отдельным от Всевышнего, лишь в некоторых ситуациях — во время выполнения 613 заповедей, — принуждая себя выполнять их — принуждая себя подчиниться Божественной Воле. Когда же еврей «освящает себя также в разрешенном ему», — это означает, что он «убирает» себя, свое персональное существование полностью и все «место» предоставляет лишь для раскрытия Божественности. Только так он, а посредством его и весь мир, становятся пригодными для того, чтобы принять полное раскрытие Божественности времен Освобождения.
Иллюстрация с сайта Chabad.ru