В этом месяце будет уже 30 лет, как Манас Левиев ушел из жизни. Но до сих пор перед моими глазами стоит его поистине неповторимый образ. Невозможно забыть тихий, вдумчивый голос, неторопливую походку, когда он прогуливался по улице, где располагается и сейчас Союз композиторов и бастакоров Узбекистана, во дворе которого он жил сам.
Уже был известным, знаменитым композитором, а вел себя очень скромно и одевался очень скромно. Он знал, что я работаю в редакции новостей радиокомитета, и всегда, когда встречал, по-отечески спрашивал: «как ты, как дела, жони дэдешь»? У него не было детей, очень поздно женился, и ему было очень приятно так обращаться к молодым людям, которым он симпатизировал.
Кто мог подумать тогда, что его потрясающий «Вальс белых тюльпанов» в скором будущем сыграет в Ташкенте самый знаменитый европейский эстрадный оркестр под управлением не менее знаменитого композитора и дирижера Эннио Мариконе…
И это произведение Левиева до сих пор в репертуаре оркестра, это факт. Также как то, что многие годы Манас Левиев дружил с выдающимся русским композитором Дмитрием Шостаковичем. Но об этом чуть позже.
Одним из важных этапов моей творческой жизни стало создание на студии “Фаввора-фильм», вместе с режиссером Наврузой Бейназовой , документального фильма «Манас Левиев. Очарован тобой». Но почему именно так его назвали? Во-первых, потому что он один из авторов музыки поистине бессмертной музыкальной комедии студии «Узбекфильм» – «Очарован тобой» режиссера Шухрата Аббасова. Да и вообще, мы хотели выразить в картине свое очарование им самим и его музыкальным наследием. А всего Левиевым написана музыка к 8 очень хорошим художественным фильм, таким как «Об этом говорит вся махалля», «Листок из блокнота», «Минувшие дни», «Где ты, моя Зульфия». «Колокол Саята» и к фильму-балету «Ожившие миниатюры».
Не могу не сказать о том, что в прошлом сентябре наш фильм о любимом композиторе с большим успехом был показан в Нью-Йорке при поддержке координатора Конгресса бухарских евреев США и Канады, главного редактора газеты Bukharian Times Рафаэля Некталова. Потому хотелось бы выразить нашу благодарность не только Рафаэлю Борисовичу, но и автору статьи в этой газете, талантливому журналисту и философу Владимиру Аулову, которая совсем неспроста называлась «Очарованные Манасом».
А теперь хотелось бы обратить ваше внимание на посвященное памяти незабываемого композитора эксклюзивное интервью профессора ташкентской консерватории И.Г. ГАЛУЩЕНКО. С Ириной Георгиевной мы говорили в углубленном формате о незабываемой музыке композитора.
– Манас Левиев – гордость узбекской музыкальной культуры 20 века, чем был особенно примечателен, на ваш взгляд, его жизненный и творческий путь?
– Полностью с вами согласна, это в самом деле именно так. Национальная гордость – это непреходящие культурные ценности, созданные талантливыми представителями народа. Произведения искусства выдающихся мастеров, надежно опирающиеся на многовековые духовные традиции, отображающие гуманистические идеи и идеалы, воспевающие родной край, призывающие людей к миру и добру, всегда становятся классическими. Эти ценные качества в полной мере присущи классику узбекской музыки ХХ века Манасу (Манасаю) Бетьяновичу Левиеву (1912–1990).
ногогранная плодотворная деятельность Левиева связана с историческим этапом становления и развития узбекского профессионального композиторского творчества, с прогрессивными тенденциями современной узбекской музыкальной культуры. Детские годы будущего композитора прошли в живописной Ферганской долине. А родился будущий композитор в 1912 году в Намангане, в очень дружной и многодетной семье бухарских евреев Левиевых. В ней очень любили хорошие национальные еврейские и таджикские песни и музыку и дома часто проходили детские концерты, на которых особенно выделялся своими талантами юный Манас, уже тогда он научился играть на самых разных музыкальных инструментах. Вот так яркие музыкальные способности проявились у него уже в раннем возрасте, и они получали развитие год за годом. Знаменитый бухарский певец Леви Бабаханов посоветовал ему серьезно заняться музыкой, что он и сделал.
В 1930 году Левиев поступил в Самаркандский научно-исследовательский институт музыки и хореографии. В этом центре образования он изучал узбекское классическое искусство у таких выдающихся мастеров народного исполнительства, как Матьюсуф Харратов, Домулла Халим Ибадов, Ахмеджан Умурзаков, Абдурахман Умаров, Абукадыр Исмаилов. Завершив учебу в институте, Левиев по рекомендации педагогов продолжил образование в Ленинграде.
В 1933 году Левиев поступил в Ленинградское музыкальное училище имени М.Мусорского на композиторское отделение, где занимался у профессоров Р.Рязанова и М.Юдина. В качестве дипломной работы молодой композитор представил симфоническую поэму “Нурхон”, посвященную памяти узбекской актрисы Нурхон Юлдашбаевой. Это произведение было исполнено симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Б.Ратнера, а солировал Дмитрий Шостакович.
После окончания училища Левиев поступил в 1937 году в Ленинградскую консерваторию имени Н.Римского-Корсакова. По композиции он занимался в классе профессора Х.Кушнарева, по оркестровке у профессора Д.Шостаковича.
Успешную учебу в консерватории прервала Вторая мировая война. Будучи студентом V курса, Левиев в числе добровольцев со многими студентами ушел на фронт в ряды Ленинградского ополчения. Получив ранение и контузию, он длительное время пребывал в госпитале и был демобилизован из рядов армии.
В 1942 году Левиев возвратился в Узбекистан и активно включился в культурную жизнь столицы. В Ташкенте находилась в эвакуации Ленинградская консерватория, многие театры, концертные организации, учебные заведения, киностудии. Общение Левиева с выдающимися музыкантами, дирижерами, композиторами, артистами, прибывшими в Узбекистан, было очень полезно для профессионального развития и творческой работы Левиева. Со свойственным ему светлым, солнечным восприятием мира, оптимизма, неукротимой энергией, помноженной на талант, композитор создавал сочинения одно за другим в разных жанрах: песни, марши, музыку к спектаклям.
В 1945 году Левиев осуществил свой замысел, возникший еще в годы учебы в Ленинграде, создание прекрасного балета “Сухайль и Мехри”. В 1949 году появляется его искрометная музыкальная комедия “Золотое озеро” на либретто Уйгуна. В 1960 году Левиев пишет музыку к художественному фильму “Об этом говорит вся махалля” режиссера Ш.Аббасова. Инструментальный вальс, неоднократно звучащий на протяжении всего фильма, приобрел широкую популярность и стал визитной карточкой Манаса Левиева. Это поистине чудесная жемчужина узбекской музыкальной классики ХХ века.
Вальс написан для большого симфонического оркестра с арфой, челестой, фортепиано. При этом он звучит удивительно прозрачно, камерно и светло, проникновенно и непосредственно в своем лиричном богатстве. Левиев обладал редким мелодическим даром, удивительно тонким ощущением тембра, гармонии и ритма, музыкальной формы. Эти качества композиторского стиля присущи классикам. Одно из ярких творческих достижений композитора – музыкальная драма “Тополек мой в красной косынке” по одноименной повести Чингиза Айтматова, созданная 1978 году.
Самобытная, идейно глубокая и содержательная музыка Манаса Левиева, неотделимая от родной почвы, написанная с профессиональным мастерством, созвучна нашему времени, возрождающая подлинные духовные ценности для того, чтобы молодое поколение воспитывалось и училось на лучших образцах узбекской музыкальной классики. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии Манас Левиев – в самом деле это гордость узбекской музыкальной культуры.
– Хотелось бы также узнать, что говорят о Левиеве, его музыке наши современники, его коллеги и друзья…
– Манас Левиев – это один из самых ярких, национально самобытных узбекских композиторов-классиков, непревзойденный мастер песенного жанра, – говорил в беседе со мной ведущий специалист в области вокальной культуры, заслуженный артист Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана Юнус Тураев. – Ему я посвятил страницы в своем фундаментальном труде “Узбекские эстрадные песни ХХ века”. В этой книге я рассмотрел чудесную “Песню Юлдуз и девушек” из художественного фильма “Очарован тобой”. Музыку к этому замечательному кинофильму написали три композитора – Муталь Бурханов, Икрам Акбаров и Манас Левиев, которые были неразлучными друзьями. Я исполнял песни Манаса Левиева в концертных программах в Узбекистане и на зарубежных концертных сценах, где слушатели встречали их с огромным интересом и восторгом.
“Музыка Манаса Левиева, – считает председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, лауреат Государственной премии, Рустам Абдуллаев, – магически привлекает необыкновенно ярким мелодизмом, душевной красотой, ясностью мысли и богатством лирики чувств. Она является прекрасным классическим образцом для молодого поколения, имеет огромную духовно-нравственную и эстетическую ценность в воспитании патриотизма, гуманизма и интеллекта”.
Будут проходить годы, меняться поколения. Но музыка Манаса Левиева будет с нами всегда, будет продолжать жить и радовать современников.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz