Поддержим общины Узбекистана

В Центре бухарских евреев прошло общее собрание фонда «Купат Аир» –«Общинная касса» с лидерами благотворительных организаций землячеств бухарских евреев из Узбекистана.

– Фонд «Купат Аир» изначально был создан для определённых целей, среди которых изначально была особо обозначена поддержка деятельности раввина в Узбекистане, а значит, духовной жизни в этой стране, – сказал главный раввин бухарских евреев США и Канады Барух Бабаев. – С годами стало очевидно, что эта проблема требует выработки концепта с учетом реалий сегодняшнего дня, перспектив развития общин Узбекистана, а также реформ, которые проводятся там под руководством президента страны Ш.М. Мирзиёева.

Наша жизнь теперь будет определяться двумя временными пластами: до пандемии коронавируса и после.

Когда было собрание благотворительного фонда Купат Аир, то есть 15 марта, еще продолжалось время, когда люди могли собираться. Но то воскресенье стало последним днем такого времени. Затем всё отменили. Многое потеряло былую актуальность и привлекательность. Но упомянутое собрание было, и оно успешно прошло в Центре бухарских евреев.

Это была третья совместная встреча, после первой, в Бруклине, инициированной энтузиастами из «Эмет ве Эмуна», затем второй, в Квинсе, в Центре бухарских евреев. Теперь проходило совместное заседание членов обновленного Совета директоров фонда, куда, кроме раввинов Баруха Бабаева, Имонуэля Шимонова, Залмана Завулунова, Ицхака Воловика, а также Бориса Кандова и Симхи Алишаева, были введены Юрий Даниэлов, Нисон Аранбаев, Роман Ханимов, Славик Ханимов.

Несмотря на то, что многих отговаривали прийти на этот митинг, так как  в Нью-Йорке начиналась угроза пандемии, собралась довольно-таки представительная группа активистов и лидеров общины: главный раввин бухарских евреев США и Канады рав Барух Бабаев, раввины Залман Завулунов и Ицхак Воловик (ХАБАД), главный  раввин синагоги «Бет-Гавриэль» Имонуэль Шимонов, президент Центра бухарских евреев, член Фонда «Ташкент» Леон Некталов, вице-президент Центра, член фонда  «Каттакурган» Борис Мататов, вице-президент общинного центра «Бет Гавриэль», вице-президент фонда «Самарканд» Симха Алишаев, Марик Калонатров, Рафаэль Норматов, Роман Ханимов (президент и вице-президенты фонда «Самарканд»), президент фонда «Андижан» Борис Якубов, президент фонда «Маргилан» Владимир Катанов, активисты фонда «Коканд» Артур Якутилов, Роман Мататов, координатор Международного благотворительного фонда «Бухоро» Борис Бабаев, директор Музея наследия бухарских евреев в Америке, член фонда «Ташкент» Арон Аронов, член фонда «Шахрисабз» Эзро Малаков, член «Эмет ве Эмуна» Нисон Аранбаева, а также приехавшие из Самарканда президент еврейской общины Илья Муллоджанов и вице-президент Альберт Биняминов. Последнее было весьма существенным фактом, так как речь шла о новой концепции помощи  и поддержки существующим общинам бухарских евреев Узбекистана.

НОВЫЙ КОНЦЕПТ

Собрание шло под председательством раввина Баруха Бабаева, вести собрание было поручено мне. Я подытожил все предыдущие встречи, обозначил цель сегодняшней встречи.

С концептуальным докладом выступил рав Барух Бабаев. Он, в частности, сказал: 

– Фонд «Купат Аир» изначально был создан для определённых целей, среди которых особенно обозначена была изначально поддержка деятельности раввина в Узбекистане, а значит духовной жизни в этой стране.  В течение нескольких месяцев, я обсуждал с духовными лидерами Израиля, президентом Всемирного Конгресса бухарских евреев Леви Леваевым, президентом Конгресса бухарских евреев США и Канады Борисом Кандовым, с президентами фондов, активистами общины на местах вопрос путях объединения всех наших усилий в помощь общине Узбекистана.

С годами стало очевидно, что эта проблема требует специального подхода, выработки концепта с учетом реалий сегодняшнего дня, перспектив развития общин Узбекистана, а также реформ, которые в настоящее время проходят там под руководством президента страны Ш.М. Мирзиёева.

В настоящее время община бухарских евреев не столь многочисленна. В Ташкенте – около 500 человек, в Самарканде – 20, Бухаре – 50, Андижане – 1, Коканде – 20, Фергане – 15. Всего почти 600 человек. Но имеется большая община наших братьев – евреев-ашкеназов, с которыми мы поддерживаем связи через структуру ХАБАД.

План, который мы хотим предложить вам на вооружение, связан с определением бюджета и рассчитан на покрытие расходов деятельности трех раввинов: двух – для общин бухарских евреев, третьего – для ашкеназской общины. План учитывает создание в Ташкенте Центра по иудаике и еврейской духовной жизни. Это значит, что войдут в еврейскую жизнь постоянно действующие семинары, подготовка местных шойхетов, моэлей, станет общей нормой соблюдение кашрута. Также будет постоянно обеспечено проведение шахарита, минхи и аравита. Должно быть такое место в Узбекистане, где четко соблюдаются предписания иудаизма. Мы надеемся, что Ташкент имеет возможность стать именно таким центром в регионе.

Вторым центром станет Бухара. Там уже есть глатт-кошерный ресторан, община, председатель Авраам Исхаков, который проводит постоянно молебен и еврейские праздники. Наличие раввина создаст все условия для полнокровной еврейской жизни в древнем городе.

Третий раввин будет послан ХАБАД для нужд всей общины: и ашкеназов, и бухарских евреев. Кроме этого, к большим праздникам будут командированы, как всегда, посланники любавичских хасидов, которые станут опорой для работы на местах, в общинах. К сожалению, усилия одного действующего раввина Абрамчаева явно недостаточны. Известно, что его деятельность в Узбекистане финансово обеспечивалась за счет фонда Купат Аир.

Мой отец, в прошлом главный раввин бухарских евреев Узбекистана Шломо Бабаев, ныне проживающий в Израиле, готов работать в Узбекистане, чтобы поднять духовную жизнь общины на новый уровень. Власти страны абсолютно не препятствуют проведению религиозной деятельности в еврейских общинах. Поэтому мы должны предпринимать серьезные шаги для этого богоугодного дела.

Симха Алишаев считает, что каждая синагога должна иметь свой ресторан или столовую, которая будет обеспечивать жизнь евреев кошерным питанием, продуктами. Он справедливо заявил:

– Почему в Ташкенте нет кошерной гостиницы? Почему так сложно бухарским и другим евреям, приезжим из-за рубежа американцам, израильтянам, австрийцам получить кошерный сервис? Ведь вопрос стоит не о стоимости услуг, а о наличии этих продуктов на местах и сервисе. Надо смело поддерживать бизнес-проекты в Узбекистане, связанные с продвижением кошерных продуктов, которые будут пользоваться спросом среди не только евреев, но и мусульман.

Гостиницы, столовые и рестораны обеспечат реальный рост материальной поддержки общины. И в аспекте подержки духовной жизни в Узбекистане этот вопрос должен стать приоритетным в планах Всемирного Конгресса бухарских евреев.

Марик Калонтаров поддержал концепцию рава Бабаева, и поделился собственным опытом, когда, находясь в Узбекистане во время открытия памятника в честь своего деда на кладбище, он не мог получить кошерный сервис, чтобы провести благотворительный обед в синагоге, построенной в советское время его прадедом.

– Через 30 лет вернувшись в родной город, я столкнулся с такими проблемами, что не мог представить себе, – поделился он. – За деньги человек не может иметь кошерную еду!

М. Калонтаров также обратил внимание на то, что существует странная практика: когда необходимы средства помощи, все обращают свои взоры на бухарских евреев Нью-Йорка, Америки, в то время как в стороне остается израильская, самая многочисленная, а также австрийская и российская общины бухарских евреев, которые не участвует во многих акциях, кроме кладбища. 

– Я поддерживаю инициативу по созданию серьезного фонда Купат Аир, но он должен стать общенациональным проектом бухарских евреев мира, а не только американской общины, – подчеркнул он.

Естественно, встал вопрос об источниках материального существования фонда Купат Аир. Известно, что он пополнялся за счет пожертвований на поминальных вечерах, которыми занимается Моше Бабаев.

В последнее время он стал сталкиваться в своей работе с определенными трудностями. К сбору средств активно подключились собственные кладбищенские фонды «Самарканд» и «Таджикистан».  В связи с чем ослабились финансовые поступления в фонд Купат Аир.

– То, что собирают в синагогах, поступает в кассу синагоги, а то, что собирают на похоронах в «Шварц Бразерс» – поступает в фонд Хевра Кидуша, – внес ясность рав Залман Завулунов. – Поэтому наша надежда на поминки, как источник пополнения Купат Аир, с каждым месяцем уменьшается. Хочу напомнить, что фонд создавался не только для поддержки деятельности и проживания в Узбекистане раввина Абрамчаева, но и обучения будущих раввинов в колелях Нью-Йорка.

Рав Имонуэль Шимонов поделился своим опытом продолжительной работы в Узбекистане, когда на волне перестройки были открыты государственные еврейские школы, где обучались 650 учащихся, а затем и частные, а также, при поддержке Леви Леваева, налажена еврейская жизнь в Самарканде и Узбекистане в целом.

– Мы должны быть все вместе, работать рука об руку, уважая друг друга,-  сказал он. – В Узбекистане необходима помощь. Но это не только материальные вливания! Кто конкретно её будет осуществлять на месте? Кто этот человек? Дил сўз одам? Тот, у кого горит сердце, кто будет работать не для себя, а для народа! Каждая синагога должна иметь свою кошерную кухню, надо активизировать наши контакты с ашкеназской общиной, чтобы вместе решать общие вопросы.  В настоящее время происходит туристический бум (собрание проходило 15 марта. – Р.Н.), и этот поток еврейских и других туристов может оказать серьезную поддержку всем общинам Узбекистана.

 – Раввин, который будет командирован в Узбекистан, должен быть молодым, эрудированным, знающим языки человеком, который сможет привлечь молодежь, – подчеркнул он. – Мы не должны говорить о миньяне десяти стариков! Следует ставить вопрос шире: о возрождении еврейской духовности в стране. Я полагаю, что Всемирный Конгресс бухарских евреев должен иметь соответствующую программу, так как этот вопрос сохраняет актуальность.

С интересом было выслушано выступление президента «Эмет и эмуна» Юрия Даниэлова, вылившееся в презентацию организации, созданной в Бруклине несколько лет назад. Работа проводится большая, и самое главное – новым поколением относительно молодых религиозных людей, которые стремятся поддержать соплеменников в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, стараются не оставить без внимания тех, кто к ним непосредственно обращаются.

Организация накопила интересный опыт, имеет бюджет, активно работает в социальных сетях, выходит с важными инициативами, участвует в ряде проектов, связанных с борьбой против миссионеров, а также с теми ультра-ортодоксальными организациями, которые вмешиваются в бухарско-еврейские семьи и инициируют уход несовершеннолетних девушек из дома. Причем, как показала практика, зачастую это кончается ложными обвинениями в адрес родителей, якобы применявших насильственные действия против детей. Даниэлов  отметил:

– Мы работаем с Джойнтом и Сохнутом, и не всегда получаем от них достаточную поддержку в деле помощи общинам Узбекистана. В планах нашей организации создание «Теплых домов» для евреев Узбекистана.

Там не только проблема в кашруте, который худо-бедно решает рав Абрамчаев, но и в других важных вещах. Например, если кто-то умер, его надо правильно подготовить к захоронению и похоронить. А рав не всегда вовремя может приехать в тот город, где жил покойник. Или отправляется в города квадратная, фабричная масса, в то время как следует отправлять туда круглую, имеющую благословение раввинов.

Он предложил усовершенствовать работу по сбору средств в кассу Купат Аир, чтобы не ограничить себя исключительно поминками.

–  Мы через фейсбук собрали 14 000 долларов, и намерены дальше работать в таком формате, – оптимистично заверил он собрание.

В своем выступлении я отметил, что в настоящее время Конгресс бухарских евреев США и Канады вместе с Международным мемориальным фондом «Бухоро» работает с президентом QJCC Майклом Нюссбаумом с целью более активного налаживания контактов со всеми ведущими организациями США, работающими в области внешней благотворительной помощи.

– Мы не участвуем в фандрейзингах этих организаций, – сообщил я собранию. – А по мнению Майкла Нюссбаума, община бухарских евреев должна активно участвовать в них, чтобы потом иметь право на дележ «общего пирога» в пользу своих соплеменников в Узбекистане.

Илья Муллоджанов сказал, что в Узбекистане не такая уж большая община, и, если не дублировать программы помощи (это касается многих задач, о которых присутствующие прекрасно знают), а все взять в одни руки и целенаправленно работать, то можно вполне эффективно охватить каждый город, где компактно проживают бухарские евреи.  Он пояснил:

– Например, для того чтобы обеспечить кошерным мясом евреев Самарканда, достаточно 150 килограммов мяса в месяц! Нас всего 20 человек! На праздник уходит 5 килограммов мяса.

Если нам построить гостиницу на 20 номеров, то этот бизнес сам будет окупать все расходы, которые необходимы для подержания общины.

Муллоджанов сообщил, что «Джойнт направляет 70 процентов своей помощи не еврейской общине города!  50% его клиентов в Самарканде сами не знают, откуда они пришли, как попали под крыло этой организации».

– Но самое важное – это наличие раввина на местах, и я, как житель Узбекистана, просил бы вас поддержать план раввина Баруха Бабаева, – план, который позволит оздоровить всю духовную жизнь евреев Узбекистана, – закончил Муллоджанов.

Для сведения.  «Джойнт» – American Jewish Joint Distribution Committee — крупнейшая еврейская благотворительная организация, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. Как известно, «Джойнт» помогает евреям, находящимся в нужде или опасности по всему земному шару вне США. К 2014 году представительства «Джойнта» действовали в 70 странах, включая Узбекистан. Основные направления работы: помощь пожилым людям, поддержка семьи и детей, развитие еврейского сообщества, международное развитие.

К сожалению, мне приходилось часто выслушивать в Бухаре и Ташкенте многочисленные жалобы на работу этой организации в Узбекистане, но, чтобы помощь шла не в еврейскую общину конкретно, я узнал впервые. Этот факт произвел на меня эффект разорвавшейся бомбы.

Леон Некталов, который имеет самый большой опыт работы в Узбекистане, сказал:

 – В течение 15 лет фонд им. Э. Некталова оказывает финансовую поддержку бухарско-еврейской общине Ташкента, в частности, синагоге, носящей имя Эдуарда Некталова. Это в целом более 250 000 долларов.

Они были направлены на помощь малоимущим членам общины, оплату воды, газа, коммунальных расходов, охранников, уборщиков, электриков, повара, утренних завтраков. Обеспечены обучение шойхета и моэля Давида Коэна Муллокандова в Нью-Йорке, отправка его в Ташкент. Но он возвратился в Нью-Йорк. Есть, и другая часть расходов, которая покрывается усилиями Юрия Календарева и его братьев, а последние четыре года Пинхасом Бабаевым и другими филантропами.

В течение 7 лет фонд Купат Аир финансировал по $6 000 в месяц деятельность раввина Абрамчаева, и это было существенной помощью для евреев Узбекистана.

Наша сила – в нашей дружбе. Давайте, не противостоять друг другу, а наоборот, постоянно оказывать взаимные поддержку и содействие в деле той мицвы, которую мы сообща делаем в Узбекистане.

Роман Мататов поддержал идею создания опорной базы – еврейского духовного центра в Ташкенте, где проживает большая часть бухарских евреев Узбекистана. Здесь надо обучить шойхетов, которые смогут выполнять убой скота и птицы на местах. Главное, чтобы этот центр смог обеспечить кошерным сервисом все семьи бухарских евреев на территории Узбекистана.

Борис Мататов отметил, что в первый год надо при сборе денег вносить их в соответствии с процентным соотношением бюджетных средств во всех фондах землячеств Узбекистана.

 – Самое главное – обеспечить финансовое обеспечение деятельности раввина в Узбекистане, и позволить ему решать вопросы на местах: сколько раввинов надо иметь для определенной программы. Сам раввин должен активизировать фандрейзинги, которые помогут общине жить и процветать, – сказал он. 

Владимир Катанов поделился, что каждый год ездит в Маргилан и видит, как ухожены наши кладбища в Узбекистане – эта программа осуществлена весьма успешно и для многих других в Ферганской долине стала показательной. Теперь стоит вопрос о том, как сделать жизнь оставшихся бухарских евреев более благополучной и соответствующей еврейским стандартам.

–  Если на первом этапе направить средства в Ташкент, то мы сможем сразу же получить хорошие результаты, – сказал он.  На мой взгляд, надо последовательно осуществлять эту программу, начав с создания центра еврейской духовности в Ташкенте, – предложил он, – затем двигаться дальше, то есть обеспечить нормальным раввином Узбекистан.

Эзро Малаков считает, что так как мало осталось евреев в Узбекистане, программы должны быть составлены с учетом проживания каждого из них, а не в общем.

– Я вижу в зале Илью Муллоджанова, Альберта Биняминова, которые отличаются добрыми сердцами, так как сами они религиозные люди, – сказал он. – Важно, что в этот день поднят вопрос о живых людях. 

Он привел в пример свою успешную деятельность работы с детьми и подростками, и критиковал тех хазанов и раввинов, которые не делятся своим опытом с подрастающим поколением, так как в этом залог сохранения бухарско-еврейского хазанута и музыкальной традиции в целом.

 Собрание подытожил главный раввин Барух Бабаев.

– Я выражаю благодарность всем вам, и координатору Конгресса бухарских евреев США и Канады Рафаэлю Некталову, который обзвонил каждого из вас – и вы пришли в столь непростое время на это важное собрание. – начал он. – Я вновь хочу обратить внимание собрания на необходимость проживания в Узбекистане трех раввинов, и в настоящее время Борис Кандов готовит пакет соответствующих документов для министерства юстиции и МИД Узбекистана.

Этот пакет включает открытие кошерного магазина в трех городах: Ташкенте, Самарканде и Бухаре, где будут работать раввины, организацию кошерного сервиса в гостиницах, ресторанах, поддержку еврейского туризма, другие оргвопросы.

Всемирный Конгресс бухарских евреев выделяет на данную программу 24 тысячи долларов, и эти средства будут направлены на работу раввина Кричевского. Нам надо собрать еще 96 тысяч долларов для того, чтобы каждый раввин, включая Кричевского, имел по 40 тысяч долларов. В настоящее время работа одного раввина обходится в 72 тысячи долларов.

Наша задача – комплексно охватить всю еврейскую общину Узбекистана для того, чтобы возродить там духовную жизнь на самом высоком уровне.

Затем было предложено собраться Совету директоров фонда Купат Аир и назначить день для проведения специального фандрейзинга на новую программу поддержки еврейской общины Узбекистана.

Будем ждать результатов.

P.S.

Как я обозначил выше, собрание проходило накануне карантинов, полностью изменивших привычный ход жизни, в котором можно было что-то планировать и решать. Сейчас со всей остротой встал вопрос Песаха, отправки посланцев в Узбекистан, вопросы организации седера в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Коканде, Фергане.

Пандемия коронавируса оккупировала и территорию Узбекистана, куда теперь не просто въехать или выехать.

Вот что сказал мне, позже, президент Конгресса бухарских евреев США и Канады Борис Кандов, который по болезни не мог участвовать в собрании:

– В настоящее время рав Барух Абрамчаев находится в Израиле, и его дальнейшая служба на посту раввина общины находится под вопросом. Ещ не было никогда случая, чтобы  общины в дни главного еврейского праздника остались без раввина, – с сожалением констатировал он. – Юрий Календарёв – президент Конгресса бухарских евреев Узбекистана приобрел для нужд еврейских туристов здание для гостиницы, которая находится в центре еврейского квартала Ташкента, рядом с синагогой по улице Горбунова и миквой «Ольга».  В этой же гостинице будет и магазин кошерных продуктов.

С другой стороны, за это время мы, члены Совета директоров фонда «Купат Аир», серьезно подумаем, обсудим и придем к важному решению, которое изменит в лучшую сторону духовную жизнь наших братьев и сестер в Узбекистане».

Рафаэль Некталов, координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, главный редактор газеты The Bukharian Times

Фото Бориса Бабаева