Полвека «золотой» истории евреев Средней Азии (1868 – 1917)

Легенды о богатстве евреев существовали во все времена и во многих странах. Как правило, эти легенды основывались не на реальных фактах, они распространялись нееврейским окружением. В основе этих слухов заложена людская зависть и антисемитизм. Наглядным примером может служить недавняя история, когда в период «перестройки» в России и Украине среди олигархов оказалось немало евреев. Почему?

     Объяснение такому факту несложное. Одной из первых стран бывшего СССР, где началась приватизация государственного имущества, была Латвия. Однако латыши не спешили приобретать недвижимость и хозяевами многих объектов оказались русские, армяне, евреи. Не то, что у латышей не было денег. Просто не было необходимости, они и так считали себя хозяевами своей страны, а всех остальных – приезжими гостями. В некоторых постсоветских республиках такое отношение к национальным меньшинствам имеет место и сегодня.

    Евреи, как национальное меньшинство, не чувствовали себя полноценными хозяевами и собственниками. Многовековая жизнь на чужбине и униженность вытравили у них такое понятие, как «чувство родины». Стремление проявить себя было не столько их естественным желанием, а продиктовано особой мотивацией. Евреи проявили свои способности во многих сферах, в том числе и в бизнесе. В какой-то степени, богатство являлось некой компенсацией за отсутствие «чувства родины». И поэтому не удивительно, что при возможности евреи строили и покупали большие и красивые дома.

    Подобное явление имело место и в жизни евреев Средней Азии в период владения краем царской Россией, когда происходили удивительные перемены к лучшему. В истории среднеазиатских (бухарских) евреев полвека – с 1868 по 1917 годы – можно назвать «золотыми». «Этот исторический период, – пишет профессор М. Абрамов – можно считать ренессансным по расцвету музыкальной культуры, поэзии, фольклора и изданию книг на еврейско-таджикском языке».

     Особого успеха евреи добились в предпринимательской деятельности и торговле. В Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Коканде и других городах значительно выросло количество купцов, числившихся в первой и второй купеческих гильдиях России. Интересная статистика 1896 года. Например, в Ферганской долине, в городах: Коканд, Маргилан, Фергана, Ош, Андижан, Наманган зарегистрировано 223 крупных торговцев-евреев. Они владели 693 торговыми и промышленными предприятиями, большое количество евреев занималось торговлей мануфактурой, хлопком.

     Среднеазиатские евреи играли важную роль в экономике Туркестанского края, им принадлежали хлопкоочистительные, маслобойные, винокуренные заводы, угольные шахты, железные дороги и вагоны, фабрики текстильные и по выделке каракуля, а также многочисленные акции русских банков и предприятий.

     Еще в 1830-е годы купцы Бухары приезжали в Оренбург и другие города России для торговых сделок. Чужеземцев – пришельцев из городов Средней Азии: мусульман, индусов, евреев в России называли «туземцами». Это название сохранилось и после захвата Россией большей части Средней Азии и образования Туркестанского края. Евреи Средней Азии на территории Туркестанского края стали «туземными евреями» и это название сохранялось до 1940-х годов. Русская администрация давала российское подданство только туземцам, т. е. местным жителям. Все остальные «пришлые в русские владения» после завоевания края царской Россией получали временный вид на жительство, их называли подданными эмира Бухары или «бухарскими евреями».

     В конце 19 века незначительная часть евреев выехала в Иерусалим, и основала там свой квартал «Шхунат Реховот». В тот период многие евреи Бухарского эмирата переехали в Самарканд, Ташкент, Коканд и другие города российского владения, где жизнь была значительно лучше. Однако с 1910 года, по указу царя Николая II и положения о пребывании евреев в Туркестанском крае, русские власти стали притеснять их на новом месте.  

     В архивах Ташкента и Самарканда сохранились имена богатых евреев, названия торговых домов и документы коммерческих сделок. Среди них наиболее известные фамилии: Потелаховы, Вадьяевы, Симхаевы (Коканд), Пинхасовы и Кандиновы (Бухара), Давыдовы, Казиевы и Рубиновы (Ташкент), Фузайловы, Мулокандовы, Абрамовы, Калантаровы (Самарканд) и многие другие.

Дом Пинхаса Абрамова

     Богатые евреи занимались благотворительной деятельностью, жертвовали деньги на синагоги, школы, на помощь бедным и т. д. В архивах сохранились документы финансовых сделок, среди которых чеки о переводе денег евреям Иерусалима. Сохранилось также благодарственные письма из Иерусалима на имя спонсоров. Евреи Средней Азии поддерживали столовую для бедных в Иерусалиме, больницу, покупали там землю и строили дома, синагоги, йешивы… В «Шхунат Реховот» в Иерусалиме сохранились уникальные здания, построенные бухарскими евреями.

     В конце 19 – начале 20 веков в Самарканде, Коканде и Ташкенте построены великолепные особняки, которые и сегодня являются архитектурным украшением городов Узбекистана, но о владельцах многих домов, принадлежащих евреям, никто не знает; на них даже не прикреплены вывески. Только в еврейской махале Самарканда сохранилось более 15 особняков, построенных из жженого кирпича. Примерно столько же домов принадлежало евреям и в центральной части города. К сожалению, многие из них требуют больших капиталовложений. Новые хозяева этих домов не имеют финансовой возможности восстановить первоначальный внутренний интерьер и внешний фасад стен.

     Наш долг – увековечить имена бывших владельцев уникальных домов. Мы не можем предать забвению эту значительную часть нашей истории. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Каттакургане несколько улиц названы в память о великих представителях нашего народа. Это вселяет надежду на сотрудничество еврейских бизнесменов с властями Узбекистана в деле сохранения памятников материальной культуры бухарских евреев.   

Маркиэл Фазылов,

председатель ассоциации “Согдиана”