К сожалению, в настоящее время мы живём в особой, непростой атмосфере. Эпидемия коронавируса поставила под удар почти весь мир. Тревожит информация о количестве заболевших как у нас, так и в далекой Америке, в Израиле и России, где живут наши друзья, родные и близкие люди. К счастью, радует, что есть и выздоравливающие. Человечество сегодня надеется, что пандемия скоро закончится, и, с Б-жьей помощью, все мы выйдем победителями из этой схватки.
Хорошо, что в этой необычной обстановке есть возможность виртуального общения со своими детьми, внуками, родными и друзьями. Жизнь продолжается, человек – социальное существо, и без общения нам не обойтись, особенно в такой обстановке.
Сегодня по скайпу у нас состоялась интересная беседа с Раисой Пинхасовой, она известна в Вене как блестящий педагог, преподаватель музыки. За почти 30 лет замечательной работы она обучила игре на фортепиано несколько поколений наших детей.
– Раиса, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родилась я в Фергане в Узбекистане в 1957 году в семье Рошеля и Александры Сионовых, до 19 лет жила с родителями, братом и сестрой. В этом городе, закончила музыкальную школу и музыкальное училище по классу фортепиано.
Мама моя большая труженица, прекрасная портниха, много лет была успешным торговым работником и дополнительно ко всему ещё и прекрасная домохозяйка, в ней чувствовался особый педагогический дар. Именно она привила нам любовь к труду, дисциплине, порядку, пунктуальности и аккуратности, что очень помогло мне в жизни, в работе и в семье. Воспитывая своих детей, я часто с нежностью думала о ней.
Отец был очень одаренным человеком, обладал абсолютным слухом. Рано остался без матери, с 13 лет был вынужден работать – помогать в парикмахерской своему отцу, чтобы содержать братьев и сестер. Папа очень любил искусство и, тайно от дедушки, бегал в театр имени Алишера Навои и по вечерам подрабатывал еще и там. Играл на гиджаке, это струнный музыкальный инструмент, вечерняя работа приносила ему самое большое удовольствие. Отец был правой рукой дирижера, можно сказать первой скрипкой. Кстати, скрипкой он тоже владел. Нот отец не знал, но все партитуры играл наизусть, это был удивительный самородок. Когда мой дед узнал о театре, он запретил сыну появляться там. И тогда сам дирижёр, уважаемый в городе человек, уговорил дедушку, и сын остался в театре.
Как известно – «если человек талантлив, то он талантлив во всем», папа к тому же был художником и писал хорошие портреты. Работая в парикмахерской, он стал великолепным стилистом, участвовал, и побеждал на различных республиканских и всесоюзных конкурсах красоты. Он был очень востребованным мастером. Отца, к сожалению, уже нет, и мне не хватает его теплоты и своевременного мудрого совета.
В 1976 году я встретила образованного и интересного молодого человека, Григория Пинхасова, он работал старшим инженером на авиационном заводе. Наша свадьба состоялась в том же году, и мы уехали в Андижан. Через год у нас родился Владик, наш первенец. Мы, конечно, были очень счастливы. Но тяга к завершению образования меня не покидала, и я поступила в педагогический институт на заочное отделение музыкального факультета. И я очень благодарна своему супругу за его помощь, понимание и огромную заботу в семье.
В 1983 году мы были рады рождению нашего второй сына Ефима. Кстати, в этом же году я сдала государственные экзамены и получила диплом с правом преподавать музыку. И с этого момента начинается моя педагогическая деятельность. Я очень любила свою работу и всецело отдавалась ей. И результаты были хорошие – мои ученики поступали в консерваторию, побеждали на различных музыкальных конкурсах, завоевывали кубки и занимали призовые места. За эти заслуги меня назначили заведующей отделением фортепиано педагогического училища. Я этим очень гордилась и вкладывала свою душу в каждого ученика.
– А как вы решили эмигрировать в Вену, с какими трудностями столкнулись здесь?
– В Вену мы приехали в 1989 году, а за полгода до переезда были в гостях у моей двоюродной сестры. Вена нам очень понравилась, я почувствовала, что с моей профессией я смогу устроится в этом городе. Мы с супругом были готовы на любую работу. Поначалу IKG (Всеавстрийская еврейская организация) помогла найти нам работу, она была нелегкой. Я работала уборщицей в еврейской школе. А Гриша техником в Доме престарелых при IKG. Я даже не могла подумать, что придёт время, когда я буду директором музыкальной школы, которая находится в этом же здании, а Гриша откроет свой небольшой обувной бизнес. В этот период мне пригодились и навыки портнихи, спасибо моей мудрой маме. Помимо работы уборщицей, я много шила на заказ. Моя работа нравилась, и от клиентов не было отбоя. Это работа помогала нам выжить с тремя детьми в эмиграции.
Тогда же я начала давать частные уроки музыки. Как говорится, «сарафанная почта» сыграла свою роль, и у меня набралось столько учеников, что я смогла оставить работу уборщицы и заняться своим любимым делом – преподаванием. Дети были разные, из еврейских общин города и австрийцы. И, конечно, приятно видеть результаты труда и отдачу от того, что ты делаешь. Когда глаза у детей горят, и они с интересом и удовольствием ждут каждый урок, а родители тебя благодарят… В первое время были трудности с языком, но понемногу я овладевала им. Я закончила курсы немецкого в Институте Гете. У меня вообще тяга к иностранным языкам, в свое время я училась в специализированной школе с английским уклоном, и это мне очень помогает в жизни. Но язык лучше запоминается, когда вы в постоянном общении с его носителями, с учениками, родителями, на улице и т.д.
– Ваша дочь Алина гордость не только нашей общины, но и всей Австрии. Известная и успешная скрипачка и одаренный музыкант.
– Последним напутствием моего отца было – приложить все усилия и до конца реализовать музыкальный дар нашей единственной дочери. И мы с мужем приложили все усилия чтобы раскрыть её талант, чтобы она могла показать всё, на что способна. Папа видел и чувствовал в ней этот необыкновенный талант музыканта. Я думаю, что она унаследовала его гены, Алина еще и великолепно рисует. Если бы он был жив, то очень гордился бы своей внучкой. Я выполнила завет своего отца сполна. Алина сегодня – первая скрипка в Большом государственном филармоническом оркестре и оркестре Венской государственной оперы.
А началось это так: почти на каждом занятии с учениками присутствовала моя маленькая двухлетняя дочурка. Она никогда не мешала, сидела тихо, внимательно слушала и следила за всем, что происходит в комнате. Однажды, она пришла из садика, подбежала к фортепиано, и сама наиграла песню Happy Birthday. Это была первая мелодия, которую она самостоятельно смогла подобрать. Я обратила внимание, что она одаренный ребенок с абсолютным слухом. Все, что звучало в садике днем, вечером Алина наигрывала дома. В 2,5 года она стала с удовольствием заниматься музыкой, и я много времени проводила с ней за пианино.
– Расскажите пожалуйста о музыкальной школе, в которой вы работали, и которая была создана при непосредственном вашем участии.
– В 1999 году школа только зарождалась в рамках IKG, Роза Гилькарова пригласила меня как преподавателя в «Ехуда а Леви». Так как в начале я была единственным специалистом, и за мной был огромный опыт работы в СССР, администрация во всём прислушивалась к моим советам. А я всех своих многочисленных учеников передала этой школе, не обращая внимания на то, что в материальном плане серьезно проигрывала. Но главным было дело! И вкладывала я себя честно и без остатка в профессиональную организацию этой школы. Мы привлекли разных педагогов, скрипачей, пианисток и других специалистов. Позднее в школе организовывали концерты, фестивали и конкурсы. Каждый семестр обязательно завершался отчетным концертом, чтобы дети показали всё, чему научились. И сами педагоги давали концерты для родителей и детей, чтобы показать свой профессиональный уровень. Мы, педагоги, приложили много усилий к тому, чтобы научить детей, как вести себя на сцене, как максимально раскрыться и показать, чему тебя научил преподаватель. И я очень гордилась своими воспитанниками. На этих конкурсах вручали премии, награды в виде кубков и грамот, это очень стимулировало учеников.
Мы водили детей в «Концертхауз», на всевозможные музыкальные спектакли и концерты в Вене. Всё это мы делали для того, чтобы развивать у детей эстетический вкус, музыкальное чутьё и музыкальную образованность и, конечно, желание дальше заниматься любимым делом. Где-то после 10-12 лет существования школы у нас насчитывалось более 130 учеников всех национальностей. Но преимущественно, около семидесяти процентов, – это были ученики еврейской школы ZPC, вероятно потому, что музыкальная школа находится в том же здании. Со временем министерство просвещения признало нашу школу и стало её субсидировать, меня назначили директором, и я проработала там до самой пенсии. Сейчас это уже городская музыкальная школа, и я горжусь тем, что в этом есть и мой вклад.
– А что вы можете сказать о нашей бухарской еврейской общине?
– Прежде всего, что очень много моих учеников – это дети из нашей общины. Руководство общины, особенно в последнее годы, очень внимательно относится ко всему, что происходит в нашем обществе. Работают разные клубы: молодёжный, культурный, клуб знакомств, клуб пенсионеров, женское движение, спортивные клубы. Вниманием охвачены не только пожилые люди, но и молодежь. Синагоги посещает все больше молодых людей. Раввин Аминов и раввины других синагог проводят постоянные уроки. Для женщин Рабанит Нина Браха Шимонова читает лекции, где каждый урок имеет свое направление и свою тему.
Хотелось бы особенно отметить клуб пенсионеров, где пожилые люди встречаются и общаются, отмечают праздники, накрывают прекрасные столы, и звучит живая музыка. Для пенсионеров есть даже уроки гимнастики, физкультуры и йоги, которую ведёт Эрика Юшуваева. Рина Кайкова проводит женские вечера. Каждый что-то печет или готовит. Приглашаются известные люди из Израиля, Америки и городов Европы, они рассказывают о жизни соотечественников в своих странах. И все это проходит в непринужденной и очень приятной обстановке, часто с музыкой и даже танцами. Мы прекрасно проводим время. И все это, конечно, благодаря Правлению бухарской общины во главе с интеллигентным, образованным и тактичным Шломо Устониязовым, которого мы очень любим, и он пользуется заслуженным уважением в общине. И рядом с ним – молодой и энергичный Председатель правления Исраэль Абрамов.
Мероприятия, которые я перечислила выше, проходили до эпидемии коронавируса. И я очень надеюсь, что скоро мир выйдет из этой пандемии победителем. Но и сейчас много событий происходит в общине в виртуальном пространстве: уроки Торы, всевозможные лекции и многое другое.
– Хочу задать Вам такой, возможно, провокационный вопрос! Как Вы считаете, что является недостатком вашего характера?
– Я думаю, нужно проще относится ко многому, что происходит вокруг нас, но у меня это не всегда получается. Я за все переживаю, и даже незначительные неприятности принимаю близко к сердцу. Это мне мешает, можно сказать, что я часто страдаю от этого. Понимаю и вижу, что можно спокойнее реагировать на какие-то вещи, но не могу оставаться равнодушной. Даже, когда говорю тост, то слезы радости все равно предательски выдадут мою впечатлительную натуру.
– Какие качества Вы цените в людях?
– Порядочность, искренность, честность. Не выношу лести. Когда человек думает одно, а говорит и делает другое.
– Ваши любимые герои в реальной жизни
– Конечно, немало героев, которых я ценю в искусстве и в жизни вообще, но среди всех я выделяю своего мудрого, внимательного и заботливого отца. Я всегда им восхищалась. И сейчас много интересного рассказываю о его жизни своим детям.
– Способность, которой Вам хотелось бы обладать?
– Мне кажется, что ею я уже обладаю. Меня Б-г одарил очень развитой интуицией. Я даже удивляюсь, насколько могу предчувствовать или предвидеть какие-то события. Иногда даже боюсь своих мыслей. Все, что я чувствую, обязательно сбывается.
Спасибо Вам, дорогая Раиса, за беседу. Мир вашему дому и много лет счастливой жизни в кругу ваших близких и родных!
Ильена Рахнаева
Вена, апрель 2020 г.