«Шхунат а-Бухарим» в Иерусалиме

В 1991 году в Израиле прошли торжества, посвященные 100-летию образования квартала бухарских евреев в Иерусалиме.

Д-р Йосеф Гулькаров в статье, посвященной этой дате, написал: «Первые семьи евреев, прибывшие из Бухарского эмирата, обосновались в Эрец Исраэль в 1862 году. …

В конце 19 века десятки семей, объединившись, начали покупать земли в Иерусалиме для строительства своего квартала. Среди первопроходцев были Ёсеф Ходжаинов, Яков Меир, Моше Мусаев, Исраэль Хефец, Хаим Мошиахов, Файзи Мошеев, ученый-просветитель, талмудист Шимон Хахам и другие. Шимон Хахам основал замечательную школу знатоков, которые перевели Тору и другие Писания на еврейско-таджикский язык. Многие евреи Бухары, Самарканда, Коканда, Ташкента, Шахрисабза и других городов Центральной Азии не только собирали деньги для своих братьев, но и целыми семьями перебирались в Иерусалим. Их путь пролегал через Иран, Ирак, Сирию и другие страны, и нередко длился целый год…».

Ещё в 1871 году один из первых переселенцев Давид Меламед по прозвищу Хафиз (Певец) осел с семьей в Иерусалиме. К 1889 году община уже насчитывала 200 человек, она зарегистрировала общество «Ховевей Цион» («Любящие Цион»), члены которой обратились с призывом о помощи в покупке земли для строительства квартала. «…Любой желающий войти в общество …должен выплатить 140 рублей (примечание: российские золотые монеты) за участок под строительство…». В 1891 году было куплено 6,5 гектаров земли. Шломо Мусаев и Ёсеф Ходжаинов дали ссуду «Комитету Бухарского квартала».

В 1889 году главный раввин Израиля Яков Шаул Ильяшар обратился к раввину Бухары Аарону бен Пинхас Катан Пинхасову, посетившему Иерусалим, с просьбой: выкупить территорию земли в Бейт-Лехеме (Вифлееме), на которой находится могила праматери Рахель. Начиная с 1840 года, территория вокруг могилы Рахели переходила от евреев к арабам и наоборот. Аарон Пинхасов собрал требуемую сумму денег и разрешил спор. В архивах Иерусалима сохранился документ, подтверждающий приобретение этой земли бухарскими евреями. В настоящее время территория г. Бейт-Лехема передана палестинцам.

В 1890 году, сразу после переезда, Шломо Мусаев купил четыре участка земли, а в 1894 году он поселился в своем доме. Начальная стадия строительства домов завершилась успешно, и 40 семей переселились в новые постройки. Богатые евреи Центральной Азии пригласили немецкого архитектора Конрада Шика. Это был первый район Иерусалима, построенный по европейскому типу. В 1890 году квартал получил название «Реховот». Квартал «Реховот» вместе с его коммунальными сооружениями был зарегистрирован в официальной книге записей как «вечный, неделимый и не подлежащий продаже надел святой общины Бухары, Самарканда и Ташкента».

Представляет интерес сообщение британского издания 1894 года:

«Колония бухарских евреев. Несмотря на препятствия, чинимые правителями магометанских стран, в Палестину стекаются зажиточные евреи. Евреи Бухары уже собирали средства на строительство собственной деревни. Они купили земельный участок, расположенный в 1700 ярдах от Иерусалима, недалеко от Яффской дороги, относившейся ранее к английским владениям. Деревня спланирована в виде широких параллельных улиц, пересекаемых еще одной-двумя улицами. Там уже поселились 40 семей и растут новые дома, привлекающие взоры красотой и респектабельностью. Местные жители имеют здоровый, цветущий вид и добротно одеты, чем разительно отличаются от окрестных бедняков йеменитов».

Дома строились из Иерусалимского камня с античными колоннами. Внешне они отличались окнами в неоготическом стиле, мавританскими арками и черепичными крышами. В 1898 году «Комитет Бухарского квартала» объявил:

«…Из-за тоски по Святой Земле мы купили большой удел земли …для всех братьев. Издалека и рядом мы можем наслаждаться правом строить дома на Земле Израиля. …Эта земля будет превращена в сад, во славу Б-га…».

В начале 20 века квартал бухарских евреев являлся самым престижным и процветающим среди районов Иерусалима. К 1902 году квартал увеличился на два гектара и был озеленен деревьями.

Он имел широкие улицы, большие      дома    с просторными дворами, синагоги, йешивы, гимназию, банки, миквы, турецкие бани. Глубокая вера и надежда на избавление воодушевляли ее жителей на героические   свершения.   Примером   подвига   может   служить   грандиозный

«Дворец для приема Машиаха», построенный итальянскими мастерами длиной в 55 метров. Хозяева – Алиша Ягудаев и Исроэл Хефец строили свой «Армон» (Дворец) 9 лет, с 1905 по 1914 годы. Алиша Ягудаев был женат на дочери Исроэла Хефеца, он увез еѐ из Иерусалима в Бухару. В 1914 году А. Ягудаев приехал в Иерусалим на открытие своего дворца, стоимость которого тогда оценивалась в 100 тыс. российских рублей. Позже сын Исроэла Хефеца, Ицхак, женатый на внучке рава Якова Меира, занимал небольшую часть дома до 1940 года.

В период 1-й мировой войны во дворце размещался штаб турецкой армии. После разгрома турок верховный комиссар Герберт Сэмуэл провел там банкет в честь победы. Затем здание занимали детский дом «Циѐн» и школа для девочек «Шпицер», а еще позже здесь находилась база военной организации «Эцель». Первый президент Израиля Хаим Вейцман устроил во дворце А. Ягудаева прием английскому генералу Алленби.

Многие знаменитые люди жили в квартале бухарских евреев: бывший президент Израиля Ицхак Бен Цви жил в доме Мошеева, первый спикер Кнессета Иосиф Шпринцак – в доме Махсумова. В этом квартале жил писатель Шай Агнон и некоторые государственные деятели. Церемония вступления в должность главного раввина Израиля Ицхака Кука и Якова Меира прошла также в «Шхунат а-Бухарим».

Основатель современного иврита Элиэзер Бен Йегуда в 1910 году восторженно отзывался:

«Квартал «Реховот» одна из немногих достопримечательностей нашего города, изумляющих евреев, прибывших из галута. Бухарский квартал выделяется среди прочих «развалин». Глаз еврея наслаждается этим кварталом».

К 1914 году в квартале было построено 10 синагог, здесь жило около 1500 человек. К этому времени был возведен Бухарский рынок, квартал «Гиват Шауль» иперсидский район «Мошехади».Большинство    хозяев    домов    в квартале«Шхунат а-Бухарим» не спешили покинутьгорода Центральной Азии, они приезжали в Иерусалим как во второй свой дом. Часть своих владений они сдавали безвозмездно для нужд общины.

В конце 19 века активизировалась репатриация в Эрец Исраэль. Евреи переезжали как из Бухарского эмирата, так и из Ирана и Афганистана. Исследователь истории Дрор Варман в своей книге подробно описывает особняки и синагоги в Бухарском квартале Иерусалима. Автор указывает имена владельцев купеческих особняков: Авром Ошеров, Авром Аминов (Талмуди), Симхо Мошиахов, Давид и Шломо Софиевы, Реувен Меламед Галибов, Моше Малахиев, Ёсеф Махсумов, Элезер Симхаев, Ицхак Саидов, Арон и Есеф Кандиновы, братья Боруховы, семья Иссахаровых, семья Бабаевых, братья Абрамовы, братья Рубиновы, Сиен Пинхасов, Абрамов Хаимбой (Каршиги), Юнатан Муллокандов, Давид Калонтаров, Якутиэл и Ешая Якутиловы и другие. Сохранились также фамилии людей, дома которых представляют архитектурную ценность – Мататов, Мунаров, Шаулов, Юнаев, Аронов, Мавашев и другие.

После революции в России (1917) для богатых людей наступили тяжелые времена: владельцы домов в Иерусалиме были вынуждены сдавать их в аренду, чтобы иметь какой-то доход. Наиболее крупные строения в квартале принадлежали известным купцам: братьям Ёсефу и Исахару Давыдовым (два дома и синагога), Шломо Мусаеву (три дома и синагога), Шмуэлю Юхананову (два дома), Мошехаеву (два дома), Маллаеву (два дома) и другим. Ёсеф Давыдов построил большой особняк в центре квартала еще до начала 1-й мировой войны. Его брат, Ягудо (Калонтар), один из первых поселился в квартале. Ёсеф переселился из Ташкента в Иерусалим в 1914 году, но вскоре скончался. В 1920-е годы в его доме разместилась гимназия, а сейчас этот дом занимает культурный центр выходцев из Южной Африки.

Квартал бухарских евреев после своего расцвета претерпел большие изменения. Во время войны за независимость (1948), когда квартал оказался на границе с арабами, многие дома пострадали. В тот период здесь поселились евреи из Северной Африки и Персии. Несмотря на то, что многие покинули квартал, бухарские евреи составляли в нем большинство. После Шестидневной войны 1967 года старый город был освобожден от Иордании, изменился и статус квартала.

Многие дома нуждались в реставрации, некоторые были разрушены. Бухарских евреев становилось все меньше, муниципалитет Иерусалима слишком поздно объявил о сохранении квартала. Сегодня о первых переселенцах квартала напоминают лишь названия улиц: Мусаева, Талмуди, Мошиахова, Ехезкель. … Одна из улиц Иерусалима названа именем Мошиаха Борухова – славного сына своего народа, который в 1929 году был членом комитета (ВААД) Стены Плача и Центральной Синагоги.

Раввин самой старой синагоги «Бобо Тама», построенной Давидом Тамаевым в 1895 году, с огорчением констатирует:

«Сейчас бухарских евреев в квартале осталось мало. Многие дома находятся в аварийном состоянии, а многие перестроены или снесены новыми хозяевами. В Израиле сегодня проживает примерно 150 тысяч бухарских евреев, и понятно, что невозможно, чтобы все жили компактно. …120 лет тому назад каждый, кто строил дом, считал своим долгом делать окна в виде шестиугольника. Так и получилось: в каждом доме «Звезда Давида». Некоторые владельцы завещали свои дома йешивам и синагогам, они функционируют уже более 100 лет».

Интересную историю поведал член президиума организации «Брит Йоцей Бухара» (Союз выходцев из Бухары), заместитель председателя «Ассоциации выходцев из Самарканда» Габи Сафиев:

«В книгах написано о моем предке Шломо бен Давид Софиеве – известном купце и благотворителе, владельце уникальных домов в Самарканде и Иерусалиме. А вот о другом моем предке Бенямине Шамсиеве – это прадед моей мамы Берты, – тоже самаркандском купце, известно мало. Бенямин Шамсиев торговал текстилем в Китае и Индии. Восемь месяцев он добирался до родины своих отцов. В Иерусалиме он построил дом и отправился в Тверию, чтобы вздохнуть на живописной природе. Он завещал быть похороненным в этом городе и через несколько минут скончался».

Могила этого праведника в Тверии стала местом паломничества, куда и сейчас приходят помолиться, просить избавления от болезней и невзгод.

«Вы не поверите – продолжил Г.Сафиев, но когда я женился, то у нас с моей женой Тамарой шесть лет не было детей. Моя мама отправилась на могилу прадеда Бенямина Шамсиева в Тверию и молилась там. Через год у нас родился первый сын».

А о доме Шамсиева ходят легенды. Его возраст, как и многих других в бухарском квартале, старше посаженных там деревьев.

Президент всемирного Конгресса бухарских евреев Лев Леваев на торжествах, посвященных 120-летию квартала «Шхунат а-Бухарим» в 2011 году, отметил:

«…Многие дома находятся в плачевном состоянии и для того, чтобы восстановить их былой архитектурный колорит, необходимо вложить огромные средства. Владельцы домов наследники бывших основателей квартала пытаются превратить эти исторические здания в предмет торговли. Они желают получить за них большие деньги, иногда в несколько раз превышающую их реальную стоимость. И поэтому, идея сохранить квартал столкнулась с неразрешимыми проблемами.

Конгресс единственная организация, способная привести квартал в состояние, достойное его былого величия, когда он считался самым роскошным и богатым районом Иерусалима. Речь идет об уникальных постройках. Если бы нынешние владельцы передали Конгрессу ключи от этих запущенных зданий, то мы бы отреставрировали их для исторического музея, учебных заведений, общественных и культурных центров и других организаций бухарских евреев.

Мы сумеем осуществить все это во имя Небес, а не личной выгоды. Все в этом мире должно быть связано с логикой и на пользу общине. Сегодня мы, к сожалению, далеки от этого. И проблема упирается в стремление личной наживы отдельных людей».

Квартал «Шхунат а-Бухарим» и его люди составляют яркую страницу истории Израиля. Наше поколение наполнено гордостью за своих предков, оставивших замечательный след в архитектуре святого города – Иерусалима.

Маркиэл Фазылов