Тора и современность

“Идти в ногу со временем – означает жить событиями недельной главы Торы” (Алтер Ребе, основатель Любавичского движения).

Тора называется полноправной “хозяйкой” в этом мире, и всё, что происходит вокруг нас, определяется содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть эту связь.

“К концу седьмого года произведи отмену долгов” (Дварим, 15:1).

В последний день уходящего года с заходом солнца, в этот момент неожиданно исчезнут и сгорят все наши… долги, а векселя и долговые обязательства чудесным образом превратятся в ничего не значащие клочки бумаги.

А всё благодаря тому, что этот еврейский год, который заканчивается, является т. н. “седьмым”, или “субботним годом”, по-другому – “годом отмены”, когда аннулируются все долги.

На самом деле с этим годом связан целый ряд заповедей, предписаний и запретов, главными из которых являются: а) запрет заниматься почти любой сельскохозяйственной деятельностью (относится только к Стране Израиля); б) законы, связанные с плодами седьмого года, которые обладают определенной святостью (также относится только к Стране Израиля); в) отмена долгов (действует всюду).

Отмена долгов заключается в том, что все денежные долги и обязательства, которые не были выплачены до конца седьмого года, автоматически аннулируются, о чем мы читали как раз в предыдущей главе (Дварим, 15:2): “Отмена же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Г-спода”.

Однако еще во времена Ѓилеля мудрецы установили порядок, согласно которому заимодавец имел право передать свои долги в раввинский суд. Эта процедура получила название прозбуль, и смысл ее состоял в том, что в этом случае долги не аннулировались и сохраняли свою силу в дальнейшем (поскольку отмене подлежали лишь частные долговые обязательства). Это была вынужденная мера: ведь в противном случае большинство людей в преддверии седьмого года воздержались бы от того, чтобы давать в долг, опасаясь потерять деньги, о чем нас предупреждает Тора: “Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла, чтобы думать: “Приближается седьмой год, год прощения”, и одолеет тебя жадность на нищего брата твоего, и ты не дашь ему; он же возопиет на тебя Г-споду, и будет на тебе грех” (Дварим, 15:9).

Это уже само по себе было неправильно, ведь давать в долг еврею является важной заповедью: “Но открыть – открой ему свою руку и дай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет” (Дварим, 15:8). Кроме того, это создавало большие проблемы для тех, кто нуждался в деньгах и не мог получить нужный заем, поэтому он мог “возопить на тебя Г-споду”, а “на тебе был бы грех”.

Кроме того, следует подчеркнуть тот факт, что долги “сгорали” в самом конце года шмиты. Поэтому в течение всего года можно было продолжать брать в долг и проводить финансовые операции без каких-либо ограничений.