Если спросить человека, выходящего в воскресенье из церкви: “Верите ли вы в Б-га?”, он будет шокирован: “Что за вопрос? Конечно, верю”. Если после этого вы спросите его: “Считаете ли вы себя религиозным человеком?”, ответ будет: “Конечно! Поэтому-то я и здесь”.
Если пойти в пятницу в мечеть и спросить там первого попавшегося: “Верите ли вы в Б-га”, каков будет ответ? – “Само собой разумеется!” – “А считаете ли вы себя религиозным человеком?” – “Конечно, да”. И это вполне нормально и закономерно.
А теперь пойдите в синагогу в Йом-Кипур и спросите сидящего там постящегося еврея: “Верите ли вы в Б-га?”.
Прямого ответа вы не получите: “М-м-м… все зависит от того, что вы подразумеваете под Б-гом”. Так вам ответит человек с философским складом ума. Другие же попросту скажут: “Кто я такой? Что я, раввин? Не знаю”.
Тогда спросите: “Считаете ли вы себя религиозным человеком?”. Пробовали ли вы когда-нибудь спросить американского еврея, религиозен ли он? Да он лопнул бы от смеха: “Вы шутите? Знаете, что я ем на завтрак?”.
Однако каждый из них скажет: “У меня был дед по материнской линии – вот это был религиозный человек. Но я?..”.
Тогда задайте логически напрашивающийся вопрос: “Тогда зачем вы здесь?”.
По какой-то причине этот среднестатистический еврей, который не верит в Б-га и совершенно нерелигиозен, посмотрит на вас как на сумасшедшего и скажет: “В каком смысле? Ведь сегодня же Йом-Кипур!”.
Это ведь ненормально. Давайте это проанализируем. Что подразумевает еврей, говоря так? Вы спросили его, верит ли он в Б-га, и он ответил “Нет”, или “Когда я был моложе, то верил”, или “Когда состарюсь, стану верить!”.
– Значит, вы не верите в Б-га?
– Нет, не верю!
– Вы религиозны?
– Отнюдь нет!
– Так почему вы здесь?
– Да ведь Йом-Кипур!
По сути он вам говорит: “Почему? Да потому что Б-г желает, чтобы в Йом-Кипур еврей был в синагоге. Так где же мне еще быть?”.
Вы ему говорите: “Но ведь вы не верите в Б-га?”.
Он отвечает: “Ну и что из этого?” – и не понимает, почему это ставит вас в тупик.
Он говорит: “Сегодня Йом-Кипур, даже если у меня нет календаря. А это синагога, даже если она мне не нравится. Я – еврей, даже если я нерелигиозен, а Б-г есть Б-г, даже если я в Него не верю. Так что же вам неясно?”.
Это можно счесть – и, к сожалению, многие из нас так и делают, – чистейшим лицемерием. Мы при этом говорим: “Вы не верите в Б-га, вы нерелигиозны – так не приходите в синагогу! Не приходите сюда лишь для показухи!”.
Однако у Любавичского Ребе другой подход. Это-то безумие и делает нас евреями. Оно-то и показывает, насколько особенны наши отношения с Б-гом.
Это то, что называется истиной. Я тут вообще ни при чем. Я не хочу быть религиозным. Не хочу верить в Б-га, не желаю об этом и слышать. Но Он хочет, чтобы я был здесь – и вот я здес