Во время вынужденного отпуска, я решил перебрать свой архив. В одной из папок мне попались материалы, касающиеся исключительно интересного мероприятия, прошедшего в Самарканде тридцать два года назад. Начну с предыстории. В 1985 году, меня, как известного Самаркандского композитора, пригласили возглавить музыкальный отдел в методическом центре областного совета профсоюзов. Мне предстояло руководить самодеятельными эстрадными ансамблями области. Одним из аспектов моей работы было обеспечение многочисленных, партийных, профсоюзных и комсомольских конференций, музыкальными коллективами, которые должны были играть в фойе, перед началом этих мероприятий и в перерывах. Необходимость моего постоянного присутствия на этих мероприятиях имело и положительную сторону. За эти годы я приобрёл многочисленные знакомства и связи с партийными и комсомольскими работниками разного уровня. Правда, я никогда не прибегал к ним, так как не было необходимости.
Но один-единственный раз, мне пришлось использовать эти связи, когда под угрозой срыва оказался концерт для бухарско – еврейской общины нашего города. В начале ноября 1988 года мне передали просьбу председателя секции писателей – бухарских евреев при Союзе писателей Узбекистана – Арона Шаламаева, оказать содействие в организации литературно – музыкального вечера секции в здании Самаркандского театра оперы и балета. Так же передали разрешение Министерства Культуры на проведение мероприятия двенадцатого ноября 1988 года, программу литературно – музыкального вечера “Дурахшон Самарканд” (Яркий Самарканд) и билеты. В театре уже были осведомлены о разрешении на проведение мероприятия, и мы договорились, что в день проведения вечера театр будет открыт в шестнадцать часов. Для распространения билетов я привлёк активисток из “махалли” (еврейского квартала) и объявил, что на вечере будет выступать народная артистка Мухаббат Шамаева. Решил я пригласить и видеосъёмку, чтобы запечатлеть этот исторический момент, но они загнули запредельные цены, и я отказался от этой идеи.
Когда двенадцатого ноября, в назначенное время, я подошёл к театру, он был закрыт. Минут через пятнадцать, я, всё-таки, достучался до сторожа, но он заявил, что ничего не знает, и в театре никого нет. В половине пятого, так и никого не дождавшись, я понял, что налицо явный саботаж по национальному признаку и вечер под угрозой срыва. Чтобы как-то разрулить ситуацию, решил задействовать свои связи. Театр оперы и балета находился недалеко от Обкома партии, и я направился туда. Дежурным оказался давний знакомый по обкомовским мероприятиям. Он меня сразу признал и спросил, что меня привело к ним. Я показал письмо Министерства культуры и объяснил, что театр до сих пор закрыт, хотя мы договаривались на четыре часа. Он тут же позвонил директору театра и попросил немедленно решить вопрос. Поблагодарив его за помощь и пригласив на концерт, я вернулся в театр. Буквально через десять минут он уже был открыт и светился огнями. Когда приехали организаторы концерта – Арон Шаламаев и Ильяс Маллаев, супруг Мухаббат Шамаевой, я уточнил, если Мухаббат тоже приехала с ними. Маллаев отговорился, что у неё болит голова, и она не приедет. Я напомнил, что её выступление анонсировано, и люди, в основном, придут послушать Мухаббат Шамаеву. Если она не выступит – будет скандал, и лучше отменить концерт. Он отправился звонить кому-то, чтобы её привезли с собой. В зал, рассчитанный на восемьсот пятьдесят зрителей, набилось более тысячи двухсот человек.
Видеосъёмку вечера проводили сразу несколько бригад, причём совершенно бесплатно. Видимо сообразили, что на кассетах с записью концерта можно хорошо заработать. На сцене театра, в этот вечер, выступал весь цвет бухарско-еврейской культуры. Писатели и поэты: Арон Шаламаев, Михаил Галибов, Мишоель Дояров, Авнер Исакбаев. Известный певец и поэт Ильяс Маллаев. Певец и юморист Исак Ягудаев, Люба Пилосова. Звучали песни в исполнении популярных артистов: Иосифа Шаламаева, Исока Катаева, Рошеля Мулокандова, Каниеля Толмасова и его братьев. Принимали участие и дойристы Аллаевы: Ало, Яков, Пулат и Амин. Выступил также композитор Рафаэль Некталов. Я, как певец и композитор, исполнил несколько песен со своей дочерью Эстер. Но самый большой успех, конечно, выпал на долю, воистину Народной артистки, Мухаббат Шамаевой. Мероприятие имел огромный успех, и надолго запомнилось зрителям. На моей памяти, это был первый концерт, в котором принимали участие только бухарско – еврейские артисты и писатели. Несмотря на то, что прошло более тридцати лет, я смог достаточно подробно описать тот концерт, благодаря сохранившемуся у меня письму Министерства Культуры, и программы концерта, которые я прилагаю к этому рассказу.
Амнон Муратов
.