Моран, рав Овадья Йосеф, которого мы помним

Прошло семь лет со дня ухода из Жизни морана, рава Овадии Йосефа. Главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф скончался в Иерусалиме (3 хешвана) и в тот же день был похоронен на кладбище Сангедрия. Свою первую книгу, посвященную галахическим вопросам, он написал, не достигнув и 10 лет. А работу над последней книгой прервала его кончина. В общей сложности р. Овадья Йосеф написал сотни книг, посвященных практически всем вопросам еврейского религиозного права. По мнению специалистов, интеллект такого масштаба последний раз был дарован сефардским евреям 500 лет назад, когда Йосеф Каро создал «Шульхан арух». Рав Овадья родился в Багдаде в семье торговцев. В 1924 г. семья переехала в Иерусалим и поселилась в бухарском квартале. Отец Овадьи содержал лавку и хотел со временем ввести в свои дела своего сына, однако молодой Овадья не проявил к этому никакого интереса. Окружающие обратили внимание на хорошие способности Овадьи в изучении Торы, и он был направлен в иешиву Порат Йосеф. Рав Овадья быстро проявил себя там, как один из наиболее одарённых учеников и вскоре был замечен главным раввином Бен-Ционом Узиэлем, который дал ему смиху в 20 лет. Вскоре после женитьбе на Маргалит в 1943 году рав Узиэль отправил молодого раввина в 1946 году в Египет, чтобы занять должность заместителя главного раввина. Рав Овадья быстро себя проявил как выдающийся организатор и эрудит, несмотря на молодой возраст, улучшил духовное положение общины и смог наладить хорошие отношения с властями. В 1950 г. вскоре после создания Израиля рав Овадья вернулся и был назначен судьёй окружного раввинского суда Петах-Тиквы и Иерусалима. В 1968—1973 годах занимал должность сефардского раввина Тель-Авива. В 1970 году получил премию по религиозной литературе. С 1973 по 1983 годах главный сефардский раввин Израиля. В 1983 был среди учредителей партии ШАС и стал её духовным руководителем. Перу морана, рава Овадьи Йосека принадлежат десятки книг по еврейскому закону. Основные его труды — «Иабиа омер» (ивр. יביע אומר‎) и «Ихаве даат» (ивр. יחווה דעת‎), где разбираются с точки зрения галахи разнообразные вопросы современной жизни — например, статус эфиопских евреев, использование микроволновки в шабат, статус солдат, пропавших без вести, и т. п. Кроме этого, сыном рава Овадьи был издан сборник «Ялкут Йосеф» (ивр. ילקוט יוסף‎), где приводятся комментарии и галахические постановления рава Овадьи ко всем разделам книги Шулхан арух. Книга пользуется популярностью во всех сефардских общинах. Язык рава Овадьи простой и легко понятный современному читателю, даже если он не обладает хорошим знанием раввинского иврита. Рав Овадья обладал феноменальной памятью. Он помнил наизусть не только весь Талмуд, но и все, что когда-либо написал и прочитал. Он отличался интеллектуальной смелостью — некоторые его галахические постановления шли вразрез с общепринятым в религиозной среде мнением. Будучи верховным раввином, Овадья Йосеф разрешил проблему агунот — женщин, чьи мужья пропали без вести в войнах Израиля. Похороны рава Овадьи потрясли Израиль. В похоронной процессии приняло участие более 800 тысяч человек со всех концов страны. Они парализовали движение в городе, несколько часов все подъезды к столице были перекрыты. СМИ только и оставалось, что повторять одну и ту же фразу: «Сейчас на улицах, ведущих к иерусалимскому кладбищу Сангедрия, собралось 10 % населения страны». Похороны превратились в демонстрацию силы и значения того мира, которому раввин посвятил всю свою жизнь. Они запомнятся надолго. И само это событие, вместе с книгами и учениками раввина, станет, наверное, лучшим нерукотворным памятником раву Овадье Йосефу. Рав Овадья Йосеф был по-особенному связан с общиной бухарских евреев. В своих воспоминания он много раз рассказывал о том, как учился премудростям Торе в иерусалимском районе «щхунат а-бухарим», как приходил в бухарские бэйт кнессеты в возрасте 20 лет. Рав Овадья Йосеф считал очень важной работу, которую проводит Всемирный Конгресс бухарских евреев, и лично президент Конгресса Лев Леваев.