1 мая 1868 года на возвышенности Чупан-Ата русские войска в количестве 3 тыс. солдат разгромили отряды сопротивления Бухарского эмира. Раненый в битве хаким города Шерали-инак скрылся. 2 мая делегация во главе кази-калоном объявила о сдаче города. Однако в соседних городах не сразу смирились с новой ситуацией. Генерал К. Кауфман отправил полковника А. Абрамова в Ургут для подавления восстания, а сам с частью войск направился в Каттакурган, где в Зерабулаке добил остатки бухарских войск.
В это время небольшой русский гарнизон, который остался в Самарканде, был настроен благодушно и не ожидал никаких враждебных действий. Из воспоминаний В. Верещагина, который служил полковым художником при русской армии:
«Как только генерал Кауфман выступил из города, стали говорить, что жители замышляют восстание. Но я уже давно с таким полным доверием вращался между туземцами во всякое время дня и ночи, что сама мысль о том, что это может измениться, не умещалась в моем понятии».
В сложившейся обстановке евреи заняли прорусскую позицию. Сохранилось описание данных событий самаркандским жителем Магометом Суфи:
«У нас в Самарканде есть еврейский квартал, где живут только евреи. Они одеваются, как мы, в халат и тюбетейку, но мы бреем головы, а у них на висках вьются пейсы. Кроме того, им запрещено носить пояса, как у нас: они обязаны подпоясываться веревкою. Вот по пейсам и по веревке их сейчас можно отличить от нас, даже издали. Мы слышали, что евреи, узнав о том, что готовится восстание, бегали крадучись в крепость и предупреждали русских. Но русские не поверили евреям и прогнали их…».
Тем не менее, часть еврейских жителей расположилась около крепости, и ждала дальнейшего развития событий. 2 июня началось восстание во главе с ишаном Умар-ходжи. Евреи, оставшиеся в крепости, помогали её обороне, чем могли. Небольшой русский отряд в 658 человек сумел продержаться в течение 6 дней, пока не подоспели силы генерала К. Кауфмана, и восстание было окончательно подавлено. Из воспоминаний Магомета Суфи:
«Возвратился генерал Кауфман из Каттакургана и послал войска пройти по городу, очистить улицы. Тут, говорят, были жаркие схватки, но я не видал: опасно было ходить по городу, солдаты могли принять за мятежного сарта и пристрелить. Исключение было сделано только для евреев, их не трогали. Они, в то время как наши ополченцы и беки с сарбазами входили в город, успели-таки пробраться в крепость и заявить там, что евреи в мятеже не участвуют. Кроме того, они были полезны в крепости, работали там. Кстати, русские вспомнили их предупреждение. Русские солдаты, обходя улицы города, не заглянули даже в еврейский квартал».
Самаркандские евреи надолго запомнили события 1868 года. Когда спустя 44 года русская политика в Центральной Азии изменилась, евреи Самарканда в 1912 году написали генерал-губернатору Туркестанского края А. Самсонову петицию, в которой напомнили об эпизоде самаркандского восстания:
«…Деды и отцы наши, рука об руку с русскими войсками, сражались против одного общего врага Джурабека (прим.: правитель Шахрисабза). В то время, когда небольшой русский гарнизон был заперт в Самаркандской цитадели, наши отцы и деды доставляли гарнизону в цитадель хлеб, мясо, воду, табак и прочее, и даже на своих плечах в крепости таскали орудия, казенные вещи и ломали мечети и другие укрепления, могущие служить защитою для неприятеля…».
К сожалению, не обошлось без жертв. Вот, что пишет историк М. Абрамов:
«Духовный раввин Самарканда Гулом (Барух) сын Беньямина Фузайла был убит мусульманами – повстанцами во главе с Джурабеком из мести за помощь русским во время военных действий. …После приезда губернатор Самарканда А. Абрамов и губернатор Туркестанского края генерал фон К. Кауфман жестоко расправились с повстанцами».
Удивительна народная память: имя русского генерала А. Абрамова осталось в истории, как основателя одной из красивейших улиц в Самарканде под названием «Абрамовский бульвар», а могила Гулома бен Фузайла с надписью на иврите о том, что он убит мусульманскими басмачами, находится на еврейском кладбище Самарканда. Интересно отметить, что в царское время в еврейском квартале Самарканда был установлен памятник Баруху-Гулому. По мнению историка А. Кагановича:
«Этот памятник был символом совместной с русскими борьбы против агрессивно настроенных мусульман. И это было полезно напомнить им. Скорей всего, обелиск был передвинут после 1917г. Фотограф запечатлел обелиск там, где он в 1920-е годы находился. На фото видно, что памятник не новый».
При царской России в городах Туркестанского края увеличились еврейские общины не только за счет естественного прироста, но переезда евреев из Бухарского эмирата. Вследствие чего в 1888 году по постановлению Правительствующего Сената России началась массовая паспортизация и наведение порядка в присвоении фамилий гражданам Туркестанского края. В том же 1888 году железная дорога дошла до Самарканда, что также способствовало переезду из других городов в Самарканд многих семей евреев.
Данные численности евреев Самарканда показывают, что за 20 лет (1890-1910) их количество увеличилось в два раза и составило 9 тысяч. Только в 1909 году в Самаркандской области зарегистрировано 568 приезжих бухарско-подданных евреев, получивших торговые и промысловые свидетельства. Из них 386 свидетельств выдано в Самарканде, 120 – в Каттакургане, 32 – в Ходженте и 30 – в Джизаке. Эти свидетельства обязаны были получить приезжие евреи как разрешительный документ на проживание в Туркестанском крае.
К 1916 году примерно треть всех евреев Центральной Азии проживали в Самаркандской области и ее уездах: Джизакском, Ходжентском, Самаркандском, Каттакурганском. В Самарканде проживало около 12 тыс. евреев, из них 2 тыс. в русской части города.
В том же 1916 году был объявлен призыв населения Туркестанского края на тыловые работы в Россию для помощи русской армии, несущей огромные потери в 1-й мировой войне. По Самаркандской области необходимо было набрать 88 тыс. мужчин. Квота на еврейскую общину Самарканда составила 300 чел. в возрасте от 20 до 40 лет. На самом деле по всему еврейскому кварталу удалось набрать 208 человек. По воспоминаниям старожилов:
«Среди жителей еврейского квартала разыгрывали жребий: кому достанется «путевка» на фронт. При этом главы общины подтасовывали результаты. Неудивительно, что в трудовую армию попали мужчины из бедных семей».
Евреи Средней Азии, проработав на различных промышленных и военных объектах России, вернулись домой в 1917 году. Среди них появилось много революционеров, поддержавших большевистские идеи и советскую власть.
Весьма примечателен следующий факт: в 2000 году на ашкеназском кладбище Самарканда найдены могилы 20-ти евреев – австрийских солдат. Надгробные камни на могилах датированы 1915-1917 годами. Как они оказались в Самарканде? В 1915 году русская армия захватила в плен около одного миллиона австро-венгерских солдат, среди которых были и евреи. Часть военнопленных отправили на Урал, в Сибирь и Дальний Восток через города Центральной Азии. Многие раненные солдаты погибли в дороге.
В 1916 году сионистская организация России обратились к своим единоверцам в Среднюю Азию с просьбой о помощи евреям – военнопленным 1-й мировой войны. Евреи Самарканда помогали им: приносили еду, договаривались с конвоирами, чтобы забрать их домой, особенно по субботам и в дни еврейских праздников. Лишь в 1918 году, после подписания мирного Брест-Литовского договора России с Германией, австро-венгерские военнопленные возвратились на родину.
Маркиэл Фазылов
На фото: Абрамовский бульвар в Самарканде, 1880-е годы
и прибытие первого поезда в Самарканд 15 мая 1888 года.