В еврейской традиции хазан или кантор – это человек ведущий в синагоге общественные молитвы, включая исполнение её вокальной части. К нему есть особые требования, отмеченные в Талмуде в трактате Таанит (16 а) и в своде законов в книге Шульхан Арух. Хазан должен быть хорошо образован, знать еврейские законы и иудаизм. Быть музыкальным, с приятным и поставленным голосом, досконально знать тексты молитв.
При чтении сефер Торы, без запинок знать огласовку и особые знаки Кантилляции текста, уметь красиво, выразительно и без ошибок его прочитать. Как известно, текст в свитке Торы написан без гласных и интонационных мотивов, так что подготовка к грамотному чтению проходит очень серьёзно и основательно. Хазан по определению Талмуда должен быть человеком очень религиозным, скромным, безгрешным, обязательно женатым, приятной наружности и, конечно, с бородой; иметь безупречную репутацию, и быть уважаемым человеком в своём сообществе. Ведь на подиуме, во время молитвы, он – посланец всей общины перед Б-гом – Шалиях цибур. (И это совсем коротко о требованиях к хазану)
Венская община богата талантливыми исполнителями, в наших синагогах молитвы читают скромные и одарённые люди. Некоторых из них я хотел бы попросить коротко выступить в данной статье.
Раввин Моше Исраэлов
– Вы один из первых бухарскоеврейских раввинов в Вене и в настоящее время духовный руководитель в одной из синагог общины – «Бней Авнер». В свои студенческие годы вы были востребованным хазаном в Израиле.
– Да это было, когда я учился в йешивах и религиозном колледже, и пел на подиуме синагог до самого последнего дня перед получением диплома раввина.
В Израиль меня привезли двенадцатилетним ребёнком в далёком 1973 году, но я отчётливо помню своё, до израильское, детство, моего покойного деда с красивой белоснежной бородой и его сверстников. Они часто собирались в нашем дворе и бесподобно пели отрывки из книги Зоар. Их голоса изумительно переливались и переходили от одного старца к другому. И такие встречи в нашем доме были очень часто. А эти мелодии, красота их исполнения глубоко трогали мою детскую душу и остались со мной на всю жизнь.
Я и сейчас, после своих лекции перед прихожанами, выхожу иногда на подиум и пою с удовольствием. Как написано в книге Зоар: «Молитва человека – плод труда его духа, принадлежащего высшим тайнам мироздания: ведь молитва пронизывает духовные пространства, рассекает небеса, настежь растворяет врата и устремляется ввысь». И при этом если хазан основательно религиозен, искренен и от природы обладает чистым и приятным голосом, тогда он, как Шалиях цибур может донести молитву до Вс-вышнего.
Михаэль (Мишель) Абрамов
– Вы у нас самый молодой и профессиональный хазан в общине, чтобы вы могли рассказать о себе и вашей деятельности на этом поприще?
– Я родился в Душанбе в 1984 году в семье (покойного) Йехудо и Шошаны Абрамовых.
Одно время мы жили в Израиле и иврит у нас просто в крови, учился я в религиозной школе, как там, так и в Вене. Со стороны мамы родственники – Катановы, все очень музыкальные люди. Моим первым учителем был дедушка Эфраим, именно он привил мне любовь к сокровенным мелодиям, заметил мои музыкальные способности и голос. Мне очень нравились бухарские песнопения и молитвы, особенно носах Йерушальми.
В Иерусалимской йешиве «Шаарей Цион» я прошёл полный курс обучения в классе хазанут и получил диплом сефардийского кантора. Моими учителями были прекрасные тенора Эли Балхиев, Исраэль Цион и другие знаменитости. В настоящее время я пою в центральной синагоге нашей общины на Темпельгассе 7, в основном по субботам и по праздникам. Проводить еврейские праздники как хазан и вообще читать свиток Торы, это очень ответственно и нужна особая подготовка. Кантор должен хорошо знать Кантилляцию – специальные значки, показывающие, как нужно петь тот или иной фрагмент: идёт мелодия вверх или вниз, есть ли какие-то голосовые украшения или голос должен звучать ровно. Кантилляция похожа на знаки препинания, она помогает лучше понять смысл текста – подобно точкам, запятым или многоточию, важно правильное ударение в словах. И конечно, петь нужно с «каваной», это сосредоточенность и хорошие намерение во время молитвы.
Моше бен Рафаэль Исраэлов.
– По роду занятий вы успешный предприниматель, но вас, обладателя прекрасного баритона, часто просят подняться на подиум наших синагог и люди с удовольствием молятся вмести с вами:
– Да, мы с братом Аароном заведуем в Вене кошерным супермаркетом «ШЕФА». Я родился в Узбекистане (1973) в семье Рафаэля и Яфы Исраэловых. Когда мы приехали в Израиль мне было всего четыре года. Отец у нас музыкальный человек, играет на дойре и на других национальных инструментах. В нашем доме всегда звучала музыка из Шашмакома, песни и произведения народов востока, можно сказать, что я вырос на этих мелодиях.
С детства меня определили в йешиву – в религиозную школу, к учёбе я относился очень добросовестно и серьёзно. Но мне нравилось слушать различные певческие направления в исполнении гимнов и молитв. Со временем я попробовал тоже петь, перекладывая слова молитв на мелодии, которые любил с детства. Хочу отметить своих учителей: Эли Балхиев, Эзро Малаков, Исраэль Юхананов и Мишель Абрамов. Но в Израиле бухарская община обогатилась новым влиянием на чтение молитв, это исполнительское искусство талантливых евреев выходцев из арабских стран. Привезённое ими певческое искусство отличается богатством и особенно тонким, мелодическим орнаментом, он насыщен специфической ритмикой и несет в себе большое богатство уникальных переливов голосов исполнителей.
Мне нравился Иерусалимский носах (Йерушальми). В музыке я всегда отождествлял себя с исполнением классических песен нашего народа. Но меня нередко удостаивают чести проводить молитвы в качестве хазана. С детства человек верующий и строго соблюдающий заповеди, я с большим удовольствием поднимаюсь на подиум синагоги. И в полный голос, искренне, от имени всех молящихся прошу Вс-вышнего о милосердии ко всему человечеству и к народу Израиля в особенности.
Ариэль Толмасов
– В центральной синагоге вы незаменимый помощник раввина общины. Следите за соблюдением правил и предписаний во время молитвы, часто заменяете габая и хазана, прекрасно читаете молитвы и свиток Торы. Что движет вами в синагоге?
– Думаю, каждым верующим человеком движет глубокое признание того, что мир создан Вс-вышним, и все таланты, которыми мы одарены, должны служить для освящения Его имени. А молится человек может и в одиночестве, но не стоит забывать, что, когда мы молимся в синагоге коллективно, то там находится Божественное присутствие – Шехина.
Многие из нас в детстве учились в йешиве и получили еврейское воспитание, я рос в семье, где к традициям и святым книгам относились с любовью и уважением. Как известно, евреи – поющая нация, в какой-то степени, Толмасовы – яркое этому подтверждение. В отношении голоса, вероятно, я не лучший представитель этого рода, но иногда, я, действительно заменяю хазана и делаю это искренне, понимая, что Тора, это святое послание Б-га еврейскому народу, а молитва – обращение человека к великому Творцу. В молитве важны как слова, так и сопровождающие их чувства и мысли, всё должно быть безупречно. И правила, и предписания при прохождении службы в синагоге требуют строгого их соблюдения.
Наши мудрецы говорят, что музыка имеет особую духовную силу. Еврейская литургия очень поэтична, и пение занимает важную роль в еврейской культуре. В рамках одной статьи трудно охватить эту обширную тему. Но в венской общине ещё не мало имён такие как Натан Малаев, Янив Юсупов и другие, которые очень востребованы на подиумах наших синагог.
От имени большой венской общины бухарских евреев, правление и раввинат выражают огромную благодарность этим необычным труженикам, которые служат общине на благо её процветания и во имя Вс-вышнего.
Беседу вёл, Шломо Устониязов,
Президент общины Б.Е.
Вена, ноябрь 2020 года.