В главе Торы, Ваеце, Всевышний благословляет Яакова, заявляя ему: «распространишься ты на запад, на восток, на север и на юг». Гемара комментирует: «Всякий, кто наслаждается Шабатом, получает безграничное наследие, как написано: « Тогда вы насладитесь Б-гом… и Я буду питать вас наследием Яакова », о котором написано:» Ты будешь распространяться на запад, на восток… ». Награда за выполнение мицвы, конечно же, является мерой за меру.
Какой аспект мицвы в субботу делает ее наградой -«безграничное наследие»? Шаббат отличается от всех других мицвот тем, что выполнение других мицвот достигается усилием и действием. И поэтому, существуют различия между тем, как очень праведный человек будет исполнять мицву, и тем, как ее будет выполнять простой человек.
Например, тфилин нужно возлагать напротив сердца и на голову, чтобы связать, «привязать» и голову и сердце к Б-гу. Понятно, что существует огромная разница между духовным уровнем разума и сердца истинно праведного человека и сердцем менее праведного. То же верно и в отношении других заповедей. Однако соблюдение Шаббата означает отказ от каких-либо действий.
Что касается «неделания», все евреи могут быть равны. Хотя прекращение труда простых людей включает в себя воздержание от простых человеческих занятий, в то время как прекращение труда высоко праведных, влечет за собой паузу в духовном очищении физического мира, эти люди различаются только способом труда, от которого они отдыхают; Что касается прекращения труда, то все евреи, соблюдающие Шаббат, равны.
На первый взгляд может показаться, что то же самое можно сказать и обо всех запрещающих заповедях; как и шаббат, они подразумевают бездействие. Но при ближайшем рассмотрении разница между прекращением труда в субботу и соблюдением отрицательных заповедей очевидна: Запрещающие мицвот являются прямым следствием положительных. Например, запрет идолопоклонства проистекает из положительной заповеди, согласно которой еврей должен иметь веру и знание только Б-га; запрет на употребление в пищу некошерных животных является прямым результатом мицвы соблюдения кашрута и т. д. Прекращение деятельности , требуемое Шабатом, с другой стороны, является действительной и полной заповедью, как говорится в стихе: 6 «Не делай никакой работы… ибо [в] шесть дней Б-г сотворил небеса и землю… и почил в день седьмой ». Причина, по которой все евреи полностью равны в отношении мицвы о прекращении деятельности в Шаббат, проистекает из того факта, что мицва Шаббата затрагивает сущность еврейской души. Различия между одним евреем и другим существуют только на внешнем уровне; по своей сути все они равны. Это также доказывает утверждение в молитве Минха в субботу: «Пусть ваши дети узнают и будут знать, что от Тебя их отдых, и своим отдыхом они освятят Имя Твое». Покой в Шаббат происходит от самой Сущности Б-га – «от Тебя». Это означает, что покой каждого еврея связывает его с самой сущностью его души. Именно на этом уровне глубинной сути душ евреев, проистекают сила еврея, пожертвовать своей жизнью для освящения имени Б-га – силы, присущей всем евреям в равной степени.
Таким образом, субботний отдых и потенциал самопожертвования происходят из одного источника. Отсюда следует, что «их покоем», то есть той самой властью, которая позволяет всем евреям одинаково отдыхать в Шаббат, приходит способность «освятить имя Твое». Соответственно будет понятна связь между благословением «И распространишься…» и Субботой. «И ты будешь распространяться…» – это безграничное наследие, происходящее от безграничной Сущности Б-га. Это достигается соблюдением Шабата, поскольку Шабат, тоже проистекает из Сущности Б-га.