В годы, после второй мировой войны культурная деятельность бухарских евреев осуществляется, в основном, в рамках единой советской культуры. Лишив евреев возможности развивать собственную обособленную культуру и религиозную традицию, советская власть, тем не менее, дала им возможность получать высшее образование и активно участвовать в культурной иобщественной жизни советского общества, чем бухарские евреи не преминули воспользоваться. Многие стали видными учёными, музыкантами, деятелями культуры и искусства, врачами, педагогами, получившими признание в Узбекистане, Таджикистане и других республиках.
На протяжении жизни одного-двух поколений этническая группа, почти не имевшая ранее представления о западном образовании, дала огромное (по отношению к своей численности) количество видных учёных, деятелей культуры и искусства, врачей, педагогов, получивших признание в Узбекистане, Таджикистане и других республиках. В 1940-1960 гг. русский язык стал родным для значительной части бухарских евреев молодого поколения, хотя многие (особенно те, кто учился в таджикских школах)продолжали считать родным языком таджикско-еврейский.
Несмотря на определённую культурную ассимиляцию, подавляющее большинство бухарских евреев продолжало соблюдать традиционные обряды жизненного цикла (обрезание, свадьба, похороны) и отмечать еврейские праздники, часто воспринимая их как национальные, а не религиозные. Случаи смешанных браков были редки и скорее представляли собой исключение. Основными местами расселения бухарских евреев становятся в это время в Узбекистане Самарканд, Бухара, Ташкент, Шахрисабз, Кармана, Карши, города Ферганской долины (Андижан, Наманган, Маргилан, Фергана, Коканд); в Таджикистане – Душанбе и Ленинабад (Худжанд).
Великая Отечественная война не могла не оставить отпечатка на жизни бухарских евреев. Среди бухарских евреев почти не было кадровых военных, несколько тысяч были призваны в армию, более 2700 погибли. Средняя Азия была одним из мест, куда эвакуировались советские граждане из европейской части СССР.
В результате притока мигрантов увеличивается ашкеназская община. В последующие годы многие религиозные активисты из числа евреев-ашкенази из европейской части СССР, спасаясь от антирелигиозных преследований, поселились в Средней Азии, где было больше возможностей для соблюдения норм иудаизма, тем самым поддерживая традицию еврейской учёности в регионе. В Самарканде в послевоенные годы действовали две подпольные иешивы, организованные движением любавичских хасидов (Хабад) и литовскими евреями; там же состоялся тайный съезд раввинов Хабада.
Не прошла мимо бухарских евреев государственная антисемитская и антисионистская кампания конца 1940-х – начала 1950-х гг. В 1950 г. были арестованы и приговорены к расстрелу (заменённому затем на 25-летнее заключение в Норильске) 13 активистов еврейской общины Самарканда; такие же процессы прошли в Бухаре и Каттакургане. Антисионистская кампания, как и борьба с иудаизмом, появление антиеврейских фельетонов в газетах, антиизраильская пропаганда, подпитывали и бытовой антисемитизм. Так, к 1961 г. относится новый случай «кровавого навета» в Маргилане, были и другие подобные проявления.
Советский период, при всех его общеизвестных идеологических изъянах и политических ограничениях, кровавых репрессиях и маниакальных преследованиях, оставил неизгладимый след и в истории бухарско-еврейской общины. В нём было немало позитивно-светлого и уникального, недоступного туземным евреям ни в одном из предшествовавших периодов истории края. 1960-1990 гг. ознаменовались беспрецедентным культурным взлётом и интеллектуальным расцветом.
По количеству учёных, деятелей искусства, врачей, а также лиц с высшим образованием на душу населения бухарские евреи занимали в СССР одно из первых мест. Многие из них имели довольно высокий общественный статус, некоторые занимали ответственные должности в государственном аппарате республиканского, областного и городского уровней.
С 1970-х годов начинается массовая эмиграция советских евреев, и бухарских евреев, в частности, в Израиль, а также в США и другие страны.
Д-р Роберт Пинхасов,
Президент научного клуба Рошнои (США)