Каждое новое произведение Эдуарда Аминова – явление в культурной жизни нашей бухарско-еврейской общины. За 20 с лишним лет своей иммиграционной жизни им издано более 100 сборников стихов и прозы. Прибавьте к книгам художественные полотна, посвящённые близким по духу друзьям – это Любовь Пилосова (драматург), Тамара Катаева (певица), Семён Аулов (главный режиссёр театра «Возрождение», к сожалению, ныне покойный), народный артист Туркмении Бен Исаков и т.д.
Многие из них, в том числе его знаменитая картина «Исход», в центре которой возвышается фигура раввина Ицхака Иешува, символизирующего собой святость и чистоту иудаизма, украшают музей «Наследие бухарских евреев». Не говоря о том, что они выставлялись не раз, а многие из них бережно хранятся в Тель-Авиве. Особое восхищение вызывают его скульптуры, изящные, глубоко символичные, представленные перед зрителями в одном из залов в Манхэттене, а это были в первую очередь, американцы, ашкенази – маститые учёные, художники, журналисты – и все были в восторге от увиденного.
По своему базовому образованию Эдуард Аминов – архитектор, он доктор технических наук – у него 340 изобретений, касающихся строительства мостов, возведённых по его проектам в разных уголках Узбекистана, в столице которого он жил. А вот поэзией и скульптурой всерьёз стал заниматься уже в годы иммиграции. Поэтический дар, сидевший в нём издавна, прорвался мощным потоком великолепных поэтических сборников.
Буквально на днях он принёс мне в подарок свои новые труды, в которых зачастую стихи перемежаются с прозой: «Между небом и землей, «Чуда жду», «Шутки Иммануэля», «Еврейство и я», «Приди, любовь», «Моё пространство». Они изданы в нелегкие декабрьские дни, когда мы все сидим в домашнем заточении, боясь заболеть тяжелым недугом. А он, Эдуард Аминов, живёт совсем в ином мире, о котором он пишет:
«Живу, дышу, встаю с рассветом, зимой, весной и осенью, и летом. Благодарю Творца, что стал поэтом. И с Б-гом я стихами говорю, они ко мне приходят утром сами…».
Так уж случилось, что с первых его шагов в мир поэзии, я, потрясённая мелодикой его строк, стала писать о нём в газетах и журналах, писала предисловия к его книгам, приходилось иногда и редактировать. И уже тогда предрекла ему успех, назвав его бухарско-еврейским Бродским. Его чтут здесь, в США. Он вице-президент Союза писателей США, член Союза писателей Израиля, лауреат ежегодных конкурсов «Поэт года России», награждён медалями Маяковского, Анны Ахматовой, Антона Чехова, Ивана Бунина.
Его новые книги, как все его творчество – это по сути искренняя лирико-философская исповедь поэта, живущего рядом с нами в мире наших общих забот и надежд. Поэтому-то и читаются они легко, на одном дыхании, словно подслушал он твои собственные мысли, прочувствовал нюансы твоей души, и сумел их выразить высоким поэтическим слогом. В результате мы сегодня имеем в лице Эдуарда Аминова феномен, который живёт по принципу «ни дня без строчки, ни дня без кисти».
О чём же пишет наш поэт?
Тематика его творчества самая разнообразная: он пишет о судьбе бухарских евреев в бывшем Союзе и здесь, в иммиграции, о любви и ненависти, о Святой Земле, о значении Израиля для всех евреев планеты. И вместе с тем он много пламенных строк посвятил тем, кто в корне изменил жизнь бухарских евреев: президенту Всемирного Конгресса бухарских евреев Льву Леваеву:
«Конгресс при Вас живым и бодрым стал, Вы словно выстроили атомы в кристалл,
К тому ж пример мы видим лично в Вас, И чист, и прочен, и красив алмаз!»
Кстати, поэт Эдуард Аминов был на Учредительном съезде Всемирного Конгресса в 2000 году в составе представительной делегации из Нью-Йорка.
Добрыми словами, как о преобразователе, пишет он о президенте Конгресса бухарских евреев США и Канады Борисе Кандове.
«Бухарские евреи. Кто мы?» – вопрошает поэт и называет величайших деятелей, обогативших своими талантами культуру чужих народов, среди которых они жили множество лет. С восторгом называет имена Левича – певца Его превосходительства, Арона Шаломаева – классика современной литературы, Ёсефхая Елизарова – заслуженного художника Узбекистана, названного по справедливости бухарским Репиным, Манаса Левиева – талантливого композитора, Ильяса Маллаева – великого бастакора и т.д. Низкий поклон Эдуарду, что он в своей поэзии отдаёт дань своим предшественникам.
Жанровая палитра его творчества многогранна – рассказы, поэмы, басни, рубаи, бейты, пьесы, ну а теперь и одностишья: «Под лежачий камень мы всегда успеем», «Не рой яму другому, пусть роет сам» и так далее.
Среди его произведений есть множество посвящений близким, друзьям, коллегам, тем, чья жизнь и творчество вызывают у поэта чувство гордости и восторга. Таких персонажей около 400, среди них бухарско-еврейские поэты и писатели, дипломаты, президенты многих стран, включая Трампа… Всем он воздает почести. Его творчество развивается не спонтанно, а ровно. И есть у него произведения, которые поражают своей глубиной и жесточайшей правдой.
За два года до начала пандемии, представители бухарской и ашкеназской общин собирались в Центре в связи с юбилеем Эдуарда Аминова – ему исполнилось 80 лет. Его поздравляли гости, ведущие, журналисты – Александр Фейдер, Аркадий Мар и многие другие, отметившие «потрясающее трудолюбие поэта, его незаурядный талант». Главный редактор «Женского мира» д-р Зоя Максумова объявила, что в знак признательности его таланта, она включила его в редколлегию своего журнала. А директор Музея «Наследие бухарских евреев» Арон Аронов подчеркнул: «Творчество Эдуарда Аминова – это “мощная терапия для всех нас”». Интересным было высказывание президента Русского отдела – Американской организации «Бней-Цион» Олега Лимера, отметившего, что творчество Э. Аминова ”вросло в Еврейский мир всего Нью-Йорка.”
Очевидно одно, что Эдуард Аминов – символ сегодняшней бухарско-еврейской поэзии на русском языке – он поэт Б-жьей милостью. Закрываешь с сожалением одну из последних его книг «Чуда жду», словно расстаёшься с другом – романтиком, мечтателем, зовущим подняться высоко над обыденной жизнью, увидеть иные миры, в которых всегда побеждают, как ханукальное чудо, идеалы любви, добра, веры во Вс-вышнего.
Рена Елизарова