Так евреи появились в Средней Азии

Первое появление евреев в Средней Азии, по-видимому, относится к
эпохе персидских империй Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) и Аршакидов (III в. до н.э.- III в. н.э.). Прямых доказательств этого не существует, однако такого мнения придерживается израильский исследователь М.Занд, проводя аналогию с еврейской общиной Мцхета (Грузия), упоминаемой в летописях IV в. до н.э. и также входившей в империю Ахеменидов. Кроме того, евреи упоминаются во «всех провинциях империи» (Персидской) в библейской Книге Эстер. Сведения о евреях, прибывших в Иерусалим в качестве паломников и говоривших на парфянском языке, упоминаются в христианской книге «Деяния апостолов» (I в. н.э.). Подобное упоминание имеется также в Талмуде (Санхедрин, 11б).

Первое прямое свидетельство о евреях в Средней Азии относится к началу IV в. н.э. В Талмуде р. Шмуэля бар Бисны, члена вавилонской талмудической академии в Пубадите, который совершал поездки в Маргуан (Мерв, близ современного Байрам-Али в Туркменистане), высказано опасение, что вино и брага, изготовляемые членами местной еврейской общиной, не являются кошерными. Существование еврейской общины в Мерве подтверждается
также еврейскими надписями на оссуариях (погребальных ящиках для хранения костей) V-VI вв., найденных в ходе раскопок 1954-1956 гг.
Расселение евреев в Средней Азии было прежде всего результатом их
участия в торговле шёлком вдоль Великого шёлкового пути. О присутствии евреев в доисламский период в Хорезме (Кяхте) известно из персидского сочинения «Шахристани-ха-и Эйран» («Столицы провинций Ирана»), в котором упоминается основатель города Нарсей, «сын еврейки».

Дополнительное свидетельство о евреях в Хорезме содержится в сочинении арабского историка Ат-Табари, упоминающего, по-видимому, еврейских «мудрецов» города. Еврейская община существовала также в Балхе (к востоку от Мерва).

Роберт Пинхасов,

(Из книги “Бухарские евреи история и люди”