Когда еврейский народ подошёл к горе Синай и готовился получить Тору, то в их среде произошла удивительная вещь. Тора описывает это так: «И станом стоял там народ Израиля против горы». РАШИ объясняет это так: «Как единый человек, как единое сердце. А на других стоянках бывали раздоры и споры». Тора, которая должна была дароваться народу, сплотила народ до состояния «единый человек — единое сердце».
Это единство ярко выразило идею того, что Тора в состоянии привести к всеобщему миру и что у неё есть силы сгладить и сблизить противоположности. Но необходимо понять: Тора включает в себя различные мнения, (но про всё это сказано: «И то и другое являются живыми словами Всевышнего»). Так каким же образом можно сказать, что Тора устраняет споры и разногласия до такой степени, что все становятся «единым человеком — единым сердцем»?
Ребе Король Мошиах говорит, что все это становится понятным после разъяснения мудрецов: «Если скажут тебе, что у неевреев есть мудрость — верь этому. Но если тебе скажут,что у неевреев есть Тора — то этому не верь»! Разница между мудростью и Торой в том, что «мудрость» — она как бы отделена от человека, а «Тора» — название происходит от слова «ораа» (указание), она предписывает правила, по которым человек обязан жить. «Мудрость» раскрывает перед человеком простой открытый разум. Она не указывает человеку, да и не в состоянии указывать, что и как ему делать. Максимум, мудрость может указать каковым будет конечный результат от тех или иных действий.
Главное предназначение Торы — указывать человеку его жизненный путь и наставлять его ежедневно и ежечасно во всех его действиях. Каждое слово Торы может вывести из себя указание для ежедневного и ежечасного исполнения. Поэтому главная часть Торы — это законы. Несмотря на то, что «и то и другое — это живые слова Всевышнего», в тот момент, когда закон установился, больше не существует никаких разногласий и все принимают на себя законодательное постановление как единственную истину.
Изучающий Тору еврей, знает, что это Тора Всевышнего. Он изучает её, полностью самоустранившись перед Высшей волей. Все стремления еврея сводятся к тому, чтобы действительно достичь этой Высшей воли, облечённой в Тору. Когда устанавливается законодательное постановление, то еврей принимает его не только как жизненное указание, а как всё человеческое мышление и учение. И несмотря на то, что до установления закона он считал, что правильно будет по-другому, после установления закона еврей не только не сердится, а наоборот — исходя из своей веры в то, что принятое постановление является единственной истиной и это воля Всевышнего, еврей заново углубляется в этот закон до тех пор, пока он сам своим умом придёт к выводу, который полностью совпадает с вынесенными законом.
Это и есть особая сила Торы; всеобщее единство рождается именно из разногласия. Если бы в Торе существовало лишь одно мнение, единство не было бы настоящим. Именно тогда, когда существует разногласие и разносторонние мнения, Тора устраняет разногласия между всеми сторонами и способствует всем сторонам объединиться воедино. Таким образом Тора способствует единству даже между такими евреями, мнения которых не совпадают и она способствует евреям стать «как единый народ — как единое сердце».
Рав Даниэль Булочник