Наряду с другими народами Древнего Востока евреи внесли неоценимый вклад в развитие всех областей медицины, о чём свидетельствуют тексты Торы и Талмуда, которые предписывают целостную систему гигиенических требований и ограничений. Известны имена выдающихся евреев-врачей: ученика знаменитого Йегуды га-Наси-Шмуэля (300 год), Хасдай ибн Шапруя (755 год) из Кордовы, Йегуды ибн Гиббона (1120 год) из Прованса, на юге Франции.
Наиболее выдающимся врачом-евреем средневековья был Моисей Маймонид (известный под аббревиатурой РАМБАМ), родившийся в 1135 г. в Кордове и умерший в 1204 г. в Каире. Будучи личным врачом султана Салах-ад-дина (Саладина), Маймонид также читал лекции и вёл практические занятия по медицине и имел множество учеников.
Искуснейшими врачами были Рабби Моше бен Нахман (РАМБАН), XII в., и учёный-медик Ицхак Абарбанель (Португалия), семья которого в XV-XVII вв. дала многих еврейских врачей, живших в разных странах.
Исполнителями этих ритуалов и приёмов народной медицины были лекари, знахари, шаманы, в Средней Азии – табибы. Во дворцы мусульманских правителей часто приглашали лекарей – бухарских евреев. В источниках встречается имя еврея Иброхима, который был лейб-медиком бухарского эмира Насрулло-хана (1826-1860). В 1881 г. в Бухару прибыл уроженец Хамадана рабби Меер бен Хахам Юсуф Мизрахи (1855-1920). На его могильной плите написано «Шошан Хабиро». Он пользовался большой известностью и авторитетом как лекарь, славился своей учёностью (изучал посвящённые медицинским вопросам труды Маймонида и Авиценны). В 1886 г. он был приглашён во дворец бухарского эмира Абд-ал-Ахада (1885-1910). Его принудили принять ислам и дали прозвище Хакимча. В 1902 г. он бежал в Самарканд, принял русское подданство и фамилию Юсупов.
Народная медицина пережила и свой расцвет, и периоды спада и преследований. Имена многих целителей до сих пор живы в народной памяти. Они зачастую исполняли роль «скорой помощи», принимали роды, снимали стресс и головные боли, давали целительные снадобья. К ним обращались почти все жители квартала, веря в исцеление. В своих рекомендациях знахари зачастую исходили из опыта предков, запечатлённого и в «Канонах» Авиценны.
Мастерство лекарей, массажистов и костоправов передавалось от отца к сыну, от матери к дочери. Потомственные лекари при получении паспортов были записаны под фамилией Табибовы. В бухарско-еврейском языке сохранилось немало медицинских терминов и наименований болезней и лекарств.
Среди табибов были также известные лекари: Мулло Котон (1817-1892), Исхоки Зумбур, Давид Байсуни (Симантов, 1869-1968), Леви Исахаров, Зизкия Шимунов (1896-1980), Цион Софичаев (1895-1958), Яхиэль Юхананов.
Среди женщин – лекарей получили известность: Малко-доя (1836-1928), сёстры Битиё (1878-1971) и Сивиё (1881-1975) Кимьягаровы, Хевсиво Коенова (1879-1955), Балор Мусикова (1876-1953), Дино Норова (1901-1973), Масхур Рубинова (1870-1952), Лео Ситораева (1865-1940), Оснат и Эстер Тамаевы, Тувиё Тахалова (1905-1991), Сорах Шаломова (1863-1956), Рохель Бону Софичаева (1866-1956), Сорах Хаимова (1866-1939), Мирьям Гуляева-Бабаева (1910-1990), Мазоль Ходжандиева-Бабаева (1898-1976), Эстер Борухова (1860-1943), Ойнакижон Хаимова-Фатахова (1864-1955), Бахмал Бангиева-Куюнова (1896-1968), Мирьям Паканаева (1870-1952), Ширин Тахалова (1903-1985), Соро Беньяминова (1924-1985), Яшуо Мушеева (1904-1976) и многие другие.
Д-р Роберт Пинхасов