Мой папа народный артист Узбекистана профессор Сасон Беньяминов рассказывал мне, что моя бабушка Михал была первым ребенком Товои-Урус. Её отец был Ильяу-Хаим Юнус, сын мулло Юно.
Семейная жизнь у родителей не сложилась… Когда малышке было 3 годика, они развелись. В те времена для того, чтобы развестись, нужны были чрезвычайно серьезные обстоятельства. Видимо, была полная несовместимость характеров. От папы я узнала, что Товои-Урус происходила из семьи, в которой строго соблюдались законы иудаизма, а её муж, отец Михал, вдруг отрёкся от основных постулатов иудаизма. Он сказал, что не желает соблюдать кашрут, всё время нарушал святость Субботы и утверждал, что по своим убеждениям он атеист. Этот факт стал решающим для прабабушки Тово, она приняла решение покинуть его дом навсегда.
После развода родителей маленькая Михал осталась на попечении отца- вероотступника и воспитывалась в его доме, как сирота, при живой матери. Отец требовал от Михал, чтобы она изучала иностранные языки, в частности французский. Он был груб и невнимателен к ней, мало бывал дома. А девочке хотелось в этом возрасте материнской ласки, заботы и любви. Она очень в этом нуждалась.
От отца она унаследовала строгость и стремление учиться. Она рассказывала, что отец мог, например, без тени жалости к ребёнку, привязать её к дереву и заставлять много раз повторять французский алфавит. В 12 лет маленькая Михал воспользовалась случаем, убежала из отцовского дома, где не получала от отца ни душевного тепла, ни ласки, ни заботы. Девочка попыталась найти приют у матери, но та давно состояла во втором браке, с Нисимом Наматиевым. В этом браке у неё родилось 8 детей: Зеэв, Адино, Некадам, Хевси, Ливко, Барно, Джурабай и Ари. Кому из них было дело до одинокой Михал?!
Тогда-то бедную девочку приютили богатые родственники, она жила там как прислуга: доедала кусок, оставленный кем-то лепёшки… Ей разрешали питаться только тем, что оставалось после трапезы хозяев. Но в благодарность за это следовало перемыть все хозяйские калоши и сапоги от налипшей глины. После этого Михал приходилось мыть посуду, стирать одежду, чистить и мыть овощи для обеда, подметать в комнатах и укладывать одежду в аккуратные стопки.
Порой у маленькой прислуги сводило пальцы от холода, а кожа рук становилась синей и покрывалась цыпками, кровоточащими трещинами. Михал в свои юные годы в одиночку боролась за своё существование. И при этом сохраняла природный оптимизм и тягу к прекрасному.
В силу своих врожденных качеств, она просто не могла быть неуклюжей или неловкой. И “тётушка”, хозяйка дома, порой с завистью смотрела на пластичную и гибкую девочку, которая день ото дня на её глазах превращалась в настоящую красавицу. Тем временем ее мама, Товои-Урус прославилась как замечательная танцовщица и решила заняться подготовкой старшей дочери к судьбе профессиональной танцовщицы. Стала давать ей уроки, удивляясь тому, как юная Михал буквально на лету схватывает танцевальные приёмы своей матери: как поднять локоток, как щёлкнуть пальчиками, как игриво потупить взгляд и при этом дугой выгнуть бровь. А вращение и изгиб спины, умение отбивать ритм с помощью зангами (крохотных бубенчиков) на тонких запястьях и щиколотках!
О, сколько хитростей и тайных умений таит в себе восточный танец! Главное в танце – умение держать ритм. Маленькая Михал научилась держать кайраки (вид кастаньет), спрятанные в ладонях, что было, не так уж и просто: нужны сила, выносливость, чтобы не только сыграть ритм, но и танцевать, при этом держать дыхание, грамотно распределять нагрузку, уметь незаметно передохнуть. Заметим, что испанские кастаньеты представляют собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. И эти шнурки помогают танцовщице удобно пользоваться ими. С кайраками нужны сноровка и умение правильно держать их.
Но Михал смогла сразу же выучить все секреты игры на них. И при этом – самое главное – танцевать с вдохновением. Вот это и есть мастерство, опыт и прирожденный талант. Этим Б-жьим даром, на радость своей матери, зрителям и поклонникам, обладала юная Михал. Вскоре их вдвоём с Тово стали приглашать на свадьбы – и их, заработки увеличились вдвое. На этом кончилось для Михал полуголодное существование. Отныне она стала хозяйкой своей судьбы. А в созвездии созанда древней Бухары зажглась новая звезда Михали Каркиги.
Маргарита БЕНЬЯМИНОВА (внучка)