Кто Ваш отец? – спросил при знакомстве доктор исторических наук, профессор С.И.Гитлин. Хаим Эфраимович Калонтаров – ответила я. Семён Исакович сказал: О! Вы можете им гордиться! На что в ответ он услышал: “Я так и делаю”.
Хаим Эфраимович Калонтаров унаследовал от своего деда Давида и прадеда Моше Калонтара аналитический ум, что позволило ему, как и его друзьям-единомышленникам – Арон Саидову, Менаше Аминову, Пинхасу Абрамову Юнатану Кураеву (Коргар), Мордехаю Бачаеву (Мухиб) стать личностью из среды интеллигенции и просветителей бухарских евреев Узбекистана первой половины 20-го века. Ему принадлежит заслуга в основании и издании в 1926 году первой на бухарско-еврейском языке газеты “Рошнои” (“Свет”). Он возглавлял в печати движение за ликвидацию неграмотности, всячески поощрял публикации, посвященные вопросам просвещения.
Энтузиаст, эрудит, интеллигент, грамотный каллиграф и филигранный специалист по написанию букв иврита, Хаим Эфраимович писал тушью вручную тексты статей на стекле (стеклография), используя этот способ для выпуска печатной газеты. Много труда он вложил в конструирование особых литер-шрифтов и применение литер-букв латыни в издании газеты “Рошнои”, теперь уже не на иврите, а на латыни. Это было не простым делом, требовавшим инженерных знаний и сноровки, выполнить которое должен был Хаим Калонтаров как директор издательства-производства.
В 30-е годы, в связи с ростом культуры населения и появления новых имен среди писателей и поэтов, возникла необходимость в издании ежемесячных журналов. В газете было много рубрик, посвященных информации, просвещению, юридическим вопросам, литературе, поэзии. Газета “Рошнои” пользовалась большим спросом и издавалась до 1939 года, до самого его закрытия парторганами, когда сотрудников арестовали, приписав им обвинения в антисоветизме, сионизме и прочее. Следует отметить печальный факт: среди бухарских евреев были “верноподданные” коммунизма. Среди них были специальные информаторы – агенты НКВД, доносившие на честных и безвинных людей. Тогда это было модно, но в первую очередь, ими становились завистники.
В Израиле Мордехай Бачаев (Мухиб) вручил одну брошюру Давиду Ефимовичу Калонтарову по случаю одной злосчастной статьи, выпущенную в Иерусалиме в 1990 году. В ней автор Мухиб Бачаев описывает историю его политического ареста по навету сослуживца редакции – бухарского еврея. В результате автор провел в ссылке 5.
Этот же сослуживец, так же в своё время наклеветал на Хаима Эфраимовича, который “заплатил” за это тремя годами ссылки и был 18 лет под специальным надзором органов НКВД, ежемесячно регистрируясь. В 1956 году он был официально реабилитирован, полностью восстановлен в законных гражданских правах.
Его большой любовью было увлечение поэзией, наставничеством. В зрелые годы завершил своё давнее обещание, данное своему деду – Давиду Моисеевичу Калонтарову: написать историю жизни прадеда Моше Калонтара, что было сделано к 1962 году.
Лея Калонтар-Пинхасов
На фото: Хаим Эфраимович Калонтаров