Ваэра

Когда Всевышний послал Моше к фараону, чтобы тот отпустил еврейский народ, Он использовал четыре выражения освобождения, четыре этапа освобождения народа Израиля из рабства (а также четыре названия Геулы (Избавления) и четыре ее аспекта) которые мудрецы наши увидели в словах недельной главы «Ваэра»: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе… и узнаете вы, что Я — Творец мира, Вс-вышний ваш, который вывел вас из Египта» (Шмот 6:6-7). Мидраш рассказывает, что эти выражения соответствуют четырем достоинствам евреев, благодаря которым они смогли стать свободными:                                                                                                                 1) Они не изменили свой язык (и свои имена).                            

 2) Они не изменили свою одежду.  

 3) Они не разглашали секреты египтянам.

 4) Они не прекратили делать обрезание.                        

Речь – внешнее        

  Когда мы анализируем эти достоинства, то видим их связь с четырьмя аспектами нашей личности. Каждый из них раскрывает и описывает различные уровни нашей личности, распределяя их от внешних и второстепенных до внутренних и сущностных.                            Первый уровень нашей личности — это общение с помощью речи. Основная функция речи состоит в том, чтобы выражать наши мысли. Нам не нужно разговаривать с собой, а только с другими людьми. Поэтому речь является примером того, как мы можем выходить за свои рамки.  Первой моделью речи была «речь» Всевышнего, которую Он использовал для сотворения мира. Всевышний, разумеется, не имеет физических свойств.

Так что же значит Его речь? В хасидизме объясняется, что речь по существу означает силу для проецирования наружу самого себя. Во время Творения, Всевышний спроецировал Свою энергию для создания мира, который на первый взгляд обладает независимым от Него существованием. Аналогично, человеческая речь, происходящая из Божественной речи, полностью проецирует наружу человеческое естество. Но хотя речь является внешней, она раскрывает также и внутреннюю работу человека.

В одном из известный рассказов об Исходе из Египта идет речь о четырёх сыновьях. О мудром сыне сказано так: «Мудрец, что он говорит?» Ребе РАЯЦ интерпретировал этот вопрос так: «Мудрец говорит о том, кем он сам является». Другими словами, мы можем определить мудрость собеседник по его речи. Речь — это мощный инструмент, раскрывающий наш интеллект и эмоции, показывающий на то, что мы из себя представляем. Речь также способна искажать или скрывать наши настоящие мысли. Когда человек лжет или преувеличивает, его речь превращаются в силу сокрытия и в этот момент находится в изгнании.

Когда евреи страдали под гнетом рабства в Египте, что затрудняло их речь, они не начали разговаривать на иностранном языке. Они не позволили своей раскрывающейся силе речи быть запятнанной чужеродными для потомков Авраама, Ицхака и Яакова ценностями. Но изгнание оказало влияние на их речь. АРИЗАЛ объясняет, что слово «Песах» можно прочесть как «Пе сах» — «рот произносит». Поэтому этот праздник, помимо всего прочего, является освобождением средства коммуникации. Когда еврейские рабы общались между собой, они сопротивлялись силам изгнания и не позволяли своему языку измениться. В этом смысл слов, что в заслугу сохранения своего языка евреи удостоились освобождения. Первый уровень освобождения был самый внешний — освобождением речи. Эта форма свободы позволяет нам общаться в соответствующей идеям иудаизма манере.

                                                        Еврейская одежда 

         Вторым, не затронутым изгнанием уровнем личности, была одежда. Одежда, которую носит человек, говорит нам о его социальном статусе и жизненных ценностях. Униформа, возможно, является лучшей иллюстрацией этого. Когда мы видим человека, одетого как полицейский, мы знаем, в чем заключается его работа. Рабби Йоханан сказал в Талмуде, что одежда человека это его честь.

Но кроме раскрытия информации о своем носителе, одежда также может скрыть кое-что о нем и даже вводить окружающих в заблуждение. Для одежды в святом языке есть несколько слов. Одно из них это «ксут» — покрытие. Другое — «бегед», которое также означает «предательство, измена». Третье слово «симла» — связано по смыслу со словом «знак». Наша одежда является знаком нашего жизненного состояния, но она может также скрывать нашу истинную личность. В крайних случаях, она может искажать то, кем мы являемся на самом деле.

Если, к примеру, мы одеваемся нескромно, это искажает нашу святую сущность. Тора запретила мужчинам носить женскую одежду, а женщинам — одеваться как мужчины. Талмуд объясняет, что эта практика облегчает разделение между мужчинами и женщинами и охраняет нас от контактов, которые могут привести к нежелательным последствиям. Тора запрещает использовать одежду для того, чтобы скрывать нашу идентификацию высокоморальных и святых людей.

Одежда может привести человека к моральной и духовной деградации. Мы видим это на примере египтян, которые были самым аморальным и развращенным народом на земле. Но несмотря на подчинение египтянам, евреи не допустили предательства в одежде, а продолжали оставаться высокоморальными людьми.

Евреи отказались носить одежду в египетском стиле и тем самым провозгласили, что их внешняя суть не скрывает того, кем они являются на самом деле и что их внутренняя самобытность не подверглась изменениям. Евреи заслужили освобождение из рабства, так как они не позволяли себе потерять свое достоинство или изменить свою мораль. Изгнание является конечным периодом сокрытия нашей индивидуальности, но мы уполномочены противостоять этому и не менять нашу одежду. Будучи верными еврейскому дресс-коду, мы бросаем вызов силам изгнания и в конечном итоге выходим на свобод.

Не разглашать секретов!    

 Мидраш рассказывает о третьем достоинстве, благодаря которому евреи вышли из Египта — они не разглашали свои секреты египтянам. Речь и одежда указывают на внешнюю скромность, а способность хранить секреты — на внутреннюю. И этот слой их личности остался незапятнанным.

Есть аспекты нашей личной жизни, которые должны оставаться с нами, в тайне. Законы скромности требуют не разглашать их другим людям. Мы также должны хранить в тайне услышанную конфиденциальную информацию. Эта черта скромности является мощнейшей силой освобождения.

Всевышний избрал Моше в качестве освободителя еврейского народа именно из-за того, что тот был очень скромным. Мидраш рассказывает, что и Мошиах будет последним освободителем благодаря этому качеству. Бывает, что мы обязаны использовать свои скрытые таланты для того, чтобы оказать помощь ближнему. Но при этом нужно не уподобляться египтянам и не искать известности, а действовать тайно.

  Обрезание – связь со Вс-вышним

Самый последний и глубокий уровень нашей личности связан с обрезанием. Согласно Торе, этот акт является заветом между Всевышним и еврейским народом. На первый взгляд, это только хирургическое вмешательство, но на самом деле обрезание раскрывает нашу глубочайшую связь с Б-гом.

Алтер Ребе пишет в своем сборнике законов, что Божественная душа входит в тело еврея именно во время обрезания. Обрезание является окном в самый глубокий пласт нашей личности; оно гораздо глубже одежды или речи и лежит вне наших самых сокровенных тайн. Обрезание указывает на нашу Божественную душу и сущность. Обрезание совершается на восьмой день, когда ребенок не имеет никакого представления об этом ритуале; оно выражает безграничную связь со Всевышним. Это проблеск той части души, которая выходит за рамки интеллекта и эмоций. Когда этот аспект нашей личности остается неподчиненным, ничто не в состоянии помешать нашему освобождению.                                                                                                                                                   Эти черты и заслуги, которые способствовали нашему освобождению из Египта, также помогают нам выйти из нынешнего изгнания. Вот четыре силы Освобождения: 1) Целостность речи требует от нас избегать отрицательных выражений и использовать речь для изучения Торы, в частности для обучения других идеям Мошиаха и Освобождения. 2) Целостность нашей одежды. Внешняя скромность. 3) Целостность нашей личной жизни. Внутренняя скромность. 4) Целостность нашей духовной связи со Всевышним.