После окончания Второй Мировой войны в Самарканде и Ташкенте начались формироваться общины приверженцев движения Хабад. Эти общины состояли как из ашкеназских евреев, попавших в Узбекистан во время эвакуации, так и бухарских евреев, проживавших здесь. Именно хасиды Хабада, таясь от коммунистических властей, и сохранили факел еврейской жизни в Узбекистане до 70-х годов, когда евреи получили возможность эмигрировать в Израиль.
Это были не простые времена. Коммунисты тогда относились нетерпимо к любой религии. Но в иудаизме власти видели особую опасность. Ведь в те времена митинги за свободу выезда евреев из СССР проходили в США и Европе, правительства многих стран требовали от коммунистических лидеров изменить свою политику в этом вопросе.
Но коммунисты боялись таких перемен. Они прилагали огромные усилия, чтобы выхолостить из евреев их еврейское самосознание. Потому, в те времена было опасно даже просто придерживаться еврейского образа жизни. В такой обстановке далеко не все евреи были готовы не отступиться от своей веры, от соблюдения мицвот.
В числе людей, которые не склонились перед давлением властей, был и рав Авнер Левиев. Воспитанный в глубоко религиозной семье, он был среди тех немногих евреев, кто сумел принять от родителей и передать своим детям принципы высокой еврейской духовности. Потому не случайно, что именно сын Авнера Левиева Лев Леваев сегодня является президентом Всемирного Конгресса бухарских евреев и главным меценатом общины.
Рав Авнер Левиев, был тем человеком, благодаря которому десятки евреев были спасены или выкуплены и избежали тюрьмы и преследований в бывшем СССР. Сотни евреям рав Авнер Левиев помог эмигрировать в Израиль, многим тысячам он помог обустроиться и вернуться к вере отцов уже здесь в Израиле.
Еврейское образование в доме Левиевых
Несмотря на опасности и возможные последствия рав Авнер Левиев позаботился об еврейском образовании для своих детей. Рав Давид Гуревич вспоминал: «До своего отъезда из Советского Союза в 1964 году раввин Симха Городоцкий обучал дочерей раввина Авнера – Рахель (Рая), Ксиа, Ривка и Батшева. Затем рав начал обучать их брата Льва Левиева. Рав Авнер работал тогда заведующим отделом в магазине одежды в старом городе Ташкента.
Он и тогда не просто занимался благотворительностью среди членов общины, но и имел смелось прийти в семью и бесплатно сделать обрезание новорожденному еврею. Так, несмотря на гонения и обстоятельства, все дети Авнера Левиева получили основы еврейского образования, как и полагается, в родительском доме. Кто жил в СССР в 70-е годы, понимает, что в те времена это был по-настоящему героический поступок.
Он помогал содержать микву в Ташкенте
До начала 60-х годов в Ташкенте функционировала только одна миква. Но затем и эту микву власти закрыли. Для еврейской общины это событие стало большой бедой. И тогда ташкентские хасиды Хабада решили соорудить тайную микву. Что и было сделано под одной из комнат в доме раввина Шмуэля Гуревича.
Все инициаторы этого проекта, боясь репрессий со стороны властей, обязались никому не рассказывать о подпольной микве. В силу этого обязательства рав Шмуэль Гуревич не поделился этой новостью и с равом Авнером Левиевым, который, чтобы посетить микву, был вынужден летать в Самарканд. Но проницательный и мудрый рав Авнер, увидев, что хасиды не летают в Самарканд, понял, что они как-то решили проблему с миквой. Он настойчиво, несколько раз обращался за разъяснениями к раву Шмуэлю Гуревичу и буквально вынудил его раскрыть тайну. После чего семья рава Авнера тоже стала пользоваться миквой. Более того, по рекомендации рава Авнера Левиева, микву стали посещать еще несколько семей бухарских евреев.
С тех дней началась большая дружба между равом Шмуэлем Гуревичем и равом Авнером Левиевым. А затем, когда в Ташкент пришла лютая зима, именно Авнер Левиев взял на себя всех расходы по отоплению миквы. Каждый месяц, через специального посланника он передавал конверт с необходимыми деньгами, благодаря которым ташкентская миква продолжала работать всю зиму.
Важная заповедь иудаизма
Огромное значение рав Авнер Левиев предавал своей деятельности в качестве моэля. Этому ремеслу рав Авнер научился у муллы Бецалеля Сашакова. Вскоре он стал известен как хороший моэль всей общине. С того момента, как рав Авнер приступил к обязанностям моэля и до его алии в Эрец Исраэль он провел обряд обрезания крайней плоти сотням детей.
Важно подчеркнуть, что за свою работу рав Авнер никогда не брал денег. Более того, если он видел, что родители ребенка бедны, он щедро одаривал их деньгами и прощался с ними с большой любовью и дружбой. Потому, было естественно, что о нем с восхищением и любовью говорили все евреи Ташкента. И не только Ташкента. Ведь раз в несколько недель рав Авнер выезжал или вылетал в другие города и поселки, где жили бухарские евреи. Там он тоже выполнял одну из главных мицвот иудаизма – делал обрезания родившимся детям бухарских евреев. Понятно, что и эти поездки, и полеты рав Авнер финансировал из своего кармана. Но для него было важно, что рядом стояли счастливые родители, чьи дети становились неотрывной частью еврейского народа.
Тучи начали сгущаться…
Безусловно, такая активная деятельность рава Авнера Левиева не могла остаться незамеченной властями. Рав Авнер уже тогда говорил близким о том, что советам известно об его работе на благо общины. Более того, он начал чувствовать, что назревают неприятности на его работе.
Начались многочисленные проверки. И хотя эти проверки заканчивались безрезультатно, по настроению контролеров и следователей рав Авнер чувствовал, что так просто от него власти не отстанут. Потому он совсем не удивился, когда через верных людей узнал, что из Москвы вызван следователь по особо важным делам с единственной целью – найти возможность открыть против него уголовное дело. А затем группа следователей пришла с проверкой в магазин. Тогда арестовали несколько человек, но и в этот раз против рава Авнера улик не нашлось. В те минуты рав Авнер понял – надо уезжать в Израиль и чем быстрее, тем лучше. Но как добиться разрешения на выезд?
Благословение Ребе
В то тревожное время рав Авнер и решил получить благословение на выезд в Израиль от самого Ребе. Но как это было сделать? Впрочем, случай представился. В СССР туристом приехал рав Гершон. По советским законам, к туристу из-за границы могли приехать на встречу только его родственники. Причем встретиться они могли с гостем только в гостинице или на городской улице. Самому раву Гершону вход в дома советских граждан был запрещен.
В то время в Ташкенте жил еврей по имени Бен Цион Хен. По счастливой случайности его жена была близкой родственницей рава Гершона. Она и предложила своему супругу вылететь в Москву, чтобы увидеться равом Гершоном и услышать из первых уст рассказы еврейской жизни в Израиле и Америке.
Безусловно Бен Цион боялся этого полета. Он прекрасно понимал, что его встреча с равом Гершоном сразу станет достоянием властей. И каковы потом могут быть последствия для него лично – трудно предсказать. С другой стороны, он действительно очень хотел этой встречи.
Так, в один день, в размышлениях и сомнениях Бен Цион шел по одной из ташкентских улиц, пока не встретил рава Авнера. Он очень любил и уважал этого человека, считал его одним из своих наставников. Потому Бен Цион поделился своей проблемой с Авнером Левиевым.
Рав Авнер ответил ему так: «Я подал заявление на выезд. И если вы все же решите поехать, передайте раву Гершону мою просьбу – получить благословение Ребе. Я убежден, что только благословение Ребе спасет меня от тюрьмы или ссылки в Сибирь и поможет мне выехать в Израиль.
Услышав эти слова Бен Цион, воспринял их как знак с небес и решил лететь в Москву. Москва встретила его дождливой погодой. На такси сквозь ливень Бен Цион подъехал к дому своего шурина рабби Арье Лейба Шифа, который вел дневник встреч рава Гершона. Так встреча была назначена. И вот Бен Цион вошел в вестибюль гостиницы и сразу же узнал рава Гершона. Они поздоровались, сели за столик и начали говорить о погоде. Иначе было нельзя, ведь под столом был вмонтирован микрофон, и вся беседа записывалась.
Бен Цион предложил своему собеседнику прогуляться по прекрасной Москве. Они вышли и, понимая, что находятся под наблюдением, пошли в некотором отдалении друг от друга, чтобы у наблюдателей не сложилось впечатления что кто-то кому-то что-то передает. Прошло какое-то время, начался закат солнца и только тогда Бен Цион рассказал о своей просьбе.
-Я должен выполнить мицву, – сказал он. – В Ташкенте живет дорогой еврей, Его зовут Авнер и у него серьезные проблемы. Он хочет как можно скорее покинуть СССР, но не получает разрешения на выезд. Его имя должно быть передано Ребе для благословения, которое поможет ему выехать из СССР. Пожалуйста запомните его имя и ничего не записывайте.
Раввин Гершон кивнул в знак согласия и через несколько минут они расстались.
Просьба раввина Авнера дошла до Ребе. И вот 8-го элула 5731 года рав Авнер Левиев исполнил свою мечту – жить на земле Эрец Исраэль. Рав Авнер Левиев и в Израиле вел активную жизнь праведника. Но это уже совсем другая история.
Шимон Пулатов,
художественный руководитель театра «Рохатичон»