“Мелавэ малка”

“Мелавэ малка” – проводы субботы. Эта трапеза устраивается после исхода субботы. Ребе объясняет, что одна из причин этой трапезы – вспомнить про ман. Находясь в пустыне после исхода субботы, евреи вкушали из того мана, который они собирали в пятницу.

После приезда из лагеря моего дяди реб Мендла Горелика “Мелавэ малка” стала обязательной церемонией после “Ѓавдалы”. Пели песни “Омар Ѓашем Леяаков”, “Йе, тате, йе, ал тиро овди Яаков”, песня Машиаха и т. д. Потом обязательно истории Баал-Шем-Това, если нет, то других цадиков. Это сгула лапарноса.

К сожалению, я много не помню. Когда мои братья подросли, “Мелавэ малка” стала общегородским правилом. Собирались поочередно по домам хабадских семей. Обязательным правилом было ставить на стол только селедку с лучком и картошку в мундирах. Засиживались до глубокой ночи. Фарбренген зависел от того, кто сидел во главе стола. Здесь наши мудрецы показывали свою глубину хасидского учения и лихачество характера. Фарбренгены были глубокие, душевные, теплые, от всего сердца. Пели, танцевали, делали “лехаим”, куле. Каждый ворт, майса были жемчужины. Доставалось бохрим от стариков. Когда фарбренген вел реб Мендл Футерфас, он выбирал одного из бохрим и его воспитывал, все ему завидовали. Помню, реб Мендл брал столовую ложку с бутылкой водки, обходил стол, наливал ложку водки и давал сказать “лехаим”. Кто отказывался, просил показать анализ мочи. А потом кричал: “В чем проблема? Моча, моча” с ударением на последнюю букву. Это была настоящая школа жизни.

Времена были опасные. Надо было быть осторожными с местом встречи. Часто фарбренгены были в доме семьи Пиль. Они жили в общем дворе. Яков Пиль был завучем школы №25. Там никто не ожидал “Мелавэ малка”. У Зальцманов был большой дом и сад. Реб Авром Зальцман брал в руки скрипочку, его зять Эли Мишуловин был талмид хахам и прекрасный рассказчик.

Я, будучи студентом ТашГУ, слушал по радио “Кол Исроэл лагола” уроки “Тания” реб Нохема Гольдшмидта на идиш. Вдруг они прекратились. Я написал письмо на русском языке на израильское радио из Самарканда. Почему прекратили уроки “Тания”? И получил ответ по почте. Уроки возобновили. Приехав в Израиль, это письмо я вручил реб Нохему.

Но больше всего я любил “Мелавэ малка” зимой. У нас дома собиралась вся семья – дедушка Рахмиэль рассказывал майсы, папа пел песни по-русски, мама его поддерживала, и было тепло, уютно и по-еврейски хорошо. Многое, что говорили за столом, я не помню, спрашивал у своих – не помнят. Удалось собрать немножко. Вот я расскажу.

Почему-то говорят, что женщины в иудаизме занимают место где-то на задворках. Это не так. Каждое утро мужчина надевает тфилин. На головных тфилин есть два изображения буквы шин, одна с тремя ветками – Авраѓам, Ицхак, Яаков, а вторая с четырьмя. Почему? Буква шин на головном тфилин – это основной символ на голове еврея, когда он стоит перед Б-гом. Первая буква шин с тремя веточками – как написано в Торе. Второй шин с четырьмя веточками – это Сара, Ривка, Рахель и Лея. Доказательство равной святости.

Одна женщина написала Любавичскому Ребе, что никто в семье не ценит ее усилий и не замечает огромного, каждодневного материнского труда. Ребе ответил: “Вот и хорошо, что не замечают. Потому что о фундаменте дома начинают говорить только тогда, когда он дает, не дай Б-г, трещину… А пока он крепок и надежен, гости, да и домочадцы вряд ли обратят на него внимание! Смотрят на лепные потолки, на занавески, на зеркала… А фундамент – незаметен. Но он-то ведь – самый главный! На нем всё держится!”.

В Талмуде рассказывается об одной супружеской паре, которая после многих лет бездетной жизни решила развестись. Развелись, и каждый обрел нового спутника жизни. Женщина вышла замуж и обнаружила, что ее новый муж оказался нехорошим человеком. Ее бывший супруг теперь тоже был женат, но увы! Его жена тоже была ужасной женщиной. И что же? Праведница сумела перевоспитать злодея, а вот праведник, попавший в руки злодейки, стал в итоге плохим человеком. Видите, – добавляют авторы Талмуда, – сила женщины несравненно более велика! От женщины зависит всё!