Мы с почтением относимся к родителям

Периодически, в рамках работы культурного отдела венской общины, встречается круг друзей и дискутирует на различные темы. Однажды в доме у Виктора Ягудаева была интересная беседа на тему особого отношения к родителям. Виктор Ягудаев очень тепло отзывался о памяти покойных, – его отца Миши (Факир) и матери Ларисы, отмечая их добрые дела на благо семьи и окружавших их людей. Друзья говорили об особом статусе родителей в традиции бухарских евреев. Уж очень хотелось об этом написать.

Ведь действительно, отношение детей к родителям в культуре бухарских евреев были святы на протяжении всего периода существования этноса. Этот институт отношений всегда подпитывался мудростью и этикой святых книг еврейского народа. Уважать и почитать родителей – основа еврейской традиции. Одно из Десяти Речений, данных Всевышним на горе Синай и написанных на Скрижалях Завета, было именно об этом. Первые пять посвящены отношениям между Б-гом и человеком, – уважение к отцу и матери тоже входит в их число. Тот, кто уважает родителей, уважает и Творца, это великая и вечная истина. Издревле считается, что настоящее благо и долголетие приходят туда, где почтительно относятся к матери, отцу и, вообще, к старым людям.

Бухарские евреи всем своим сердцем и существом приняли святую заповедь: «Уважай отца и мать, и продлятся дни твоей жизни на земле, которую Господь Б-г дает тебе». В книге Ваикра 19:3 слово «бойтесь» заменено словом «трепет» перед матерью и отцом. Тора учит, что к родителям следует относиться с таким же уважением и почетом, как относятся к великим царям и правителям, со страхом и трепетом перед их величием. Ведь от царя или правителя зависит жизнь человека, а то и жизнь целого народа. Исполняя заповедь «уважай отца и мать», человек открывает для себя особое понимание связи с Создателем, которого тоже называют «Отцом и Царем вселенной».

В Средней Азии, когда духовным наставникам приходилось говорить в советское время на поминках или перед большим скопление людей, они говорили с оглядкой на власть и строили свою речь так, чтобы «не дразнить гусей». И часто, для начала, находили лучшие примеры с воспитательным смыслом в мудрости и культуре других народов. Талмуд засвидетельствовал случай с не евреем по имени Дама бен Натина, показав тем самым, в какой степени уважение к родителям было распространено и среди других народов. Еврейские мудрецы пришли к Дама бен Натина, чтобы купить у него драгоценный камень для нагрудника первосвященника. Ключ от хранилища драгоценностей находился под подушкой отца бен Натина, который в тот момент спал. Сын не был готов разбудить своего отца, чтобы вытащить ключ, даже за мешок золота, который предлагали мудрецы.

Бухарские евреи, уважение к родителям ставили всегда на самую верхнюю ступень пьедестала почёта. Об этом говорили даже банальные примеры: если отец брал в руки веник, то моментально сын или дочь вежливо забирали его у отца, подметали и поливали двор с особым усердием. Или, если мама наполняла ведро водой, дети тут-же подбегали и несли эту воду, куда мама скажет. Бывало и так – если детям не очень нравилось то, что говорили родители, они молча опускали головы и редко отвечали. Но, если отвечали, всегда старались говорить мягко, подбирая безобидные слова и просили прощение. Если сыновья курили, они этого не делали перед отцом и матерью, даже когда им было далеко за сорок или пятьдесят. При входе отца домой, дети почтительно вставали.

Раввин Моше Исраэлов привёл хороший пример на этом вечере: «Однажды сыновья праведного раввина Ицхака Соловейчика находились у него дома и рассказывали что-то веселое с целью развлечь присутствующих. Когда вошел отец, все улыбки неожиданно исчезли, и взрослые дети встали с трепетом в глазах. Отец заметил, насколько все резко изменилось, и шутливо сказал:

Когда приходит Ав, уменьшается радость и веселье.

(Игра слов: «Ав» на иврите «отец», а также название 5-го месяца, который ассоциируется у евреев с трауром в связи с разрушением Храма.)»

И, конечно, пример раввина говорит не столько о страхе, а больше о бескрайнем уважении к отцу. И в этом есть глубокий смысл, ведь родители привели нас в этот мир, посвятили нам свои самые лучшие годы, чувства и лучшие порывы души, и наконец, они посвятили детям свою жизнь. Мы просто должны им быть благодарны и помнить о добре! И когда они будут нуждаться в нашей помощи, рассматривать это как возвращение святого долга.

На уважении к традициям и святой Торе, которые с детства прививали родители, бухарская еврейская молодёжь строила свою семью, выбирая спутника жизни из своей общины. И лишь в советское время были отклонения, но всё равно, смешанные браки были единичными случаями. Не редко в те времена можно было видеть в одном большом дворе в Ташкенте, Самарканде, Душанбе и в других городах, сыновей со своими семьями, живущих вместе с родителями, где родители в благополучии и почёте, доживали до глубокой старости в кругу близких и родных. Новый мир за последние почти пол века многое изменил, достаток и свобода по-разному отразились на людях и на бухарских евреях тоже. Сегодня, к сожалению, не всегда встречаются незыблемые рамки искреннего взаимоуважения, и не так часто родители остаются довольными. И это, видимо, тема для другой дискуссии…

В заключении раввин Моше Исраэлов сказал: «Но тем, не менее, бухарские евреи, стремящиеся воспитывать детей тесно в еврейской традиции, по законам Торы и наших святых книг, смогут уберечь своих сыновей и дочерей от ассимиляции, сохранят их для еврейского народа, и уважение к родителям не будет утрачена. Ведь эта заповедь не ограничена во времени, и в ней нет каких-либо других препятствий. Поэтому каждый, кто старается сделать максимум хорошего для родителей, помогая им и радуя их при жизни, получит за это большую награду и в этом мире, и в мире грядущем».

Материал подготовил Шломо Устониязов