Мы готовимся к празднику Пурим, с его безудержным весельем, переходящем все мыслимые границы, традиционным угощением – «ушами Амана» или «гоменташн», и карнавальным представлением – «пуримшпилем». Уверен, большинству также знакома и история этого праздника, подробно изложенная в книге «Эстер/Есфири» (Мегилат-эстер), которая основана на событиях, произошедших в древней Персии около двух с половиной тысяч лет назад.
Конечно же, мы «помним, и не можем забыть» (захор-аль-тишках) злодея Амана, который задумал погубить всех Иудеев Персии и бросал жребий, он же «пур». А также мудрого Мордехая и мужественную царицу Эстер, готовую рискнуть собственной жизнью ради спасения своего народа. Да, давно все это было…
Но вот наш святой Учитель рабби Исроэль Баал-Шем-Тов утверждал, что неправильно отмечать Пурим с «оглядкой назад» (лемафреа). Другими словами: кто в истории Пурим видит лишь события глубокой древности – тот так и не уяснил сути этого праздника. Тем более что в самом Свитке сказано (9:28): «И дни эти памятны и празднуемы из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди Иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их».
Это означает, что события Пурима, хоть и в измененном виде, повторяются в каждом поколении, пусть и в несколько иных «декорациях». И в каждом поколении нам приходится сталкиваться с новыми кознями очередного «амана», который хочет погубить нас и устроить всемирный «погром», который тогда не получился у него в Персии, как сказано (Ишайя, 8:10): «Держите совет – но он расстроится, принимайте решение – но оно не состоится, ибо с нами Б-г!»