Узбекский субботник на еврейском кладбище

На днях в Ташкенте прошло для кого-то совершенно удивительное событие. Удивительным его могут назвать люди, которые никогда не жили в Узбекистане и которым трудно понять, как местные народы – узбеки, мусульмане в целом, в свой выходной день собираются вместе для того, чтобы посвятить свое время большой мицве: убрать мусор, листву, ветки, упавшие с деревьев, поправить могилы на кладбищах, расположенных в районах их проживания.

Люди, которые никогда не жили в Узбекистане, понятия не имеют, что означает слово «махалля», её структуру управления, ценности, которые объединяют его жителей, что означает слово «хашар».

Видеорепортаж, который подготовил Виктор Михайлов (интернет медиа-портал «Новости Узбекистана») познакомил, конечно, очень коротко и сдержанно, с тем, как в Узбекистане относятся к памяти предков, даже если это касается людей другого вероисповедания. Ну, а для евреев-узбекистанцев, когда-то много лет живших на этой благодатной земле, видеосюжет – напоминание о прекрасных древних узбекских традициях, например, о хашаре и о еврейском кладбище, известном в Ташкенте как «Текстильное».

Как известно, многие ашкенази уехали из Узбекистана еще в советские времена, кто в Россию, Украину, кто за границу на ПМЖ: в Америку, Израиль, Австрию, Канаду, Австралию и Германию. Люди, пережившие Холокост, нашедшие дом и покой в Узбекистане, с благодарностью вспоминают его. Во многих городах Узбекистана остались кладбища, где покоятся их родные и близкие.

Но в Узбекистане помнят своё добрососедское отношение к евреям, свою многовековую дружбу и уважение к нашему народу. Многие не скрывают того, что скучают по евреям, вспоминают их добрыми словами. И все это сегодня можно увидеть и услышать от тех, кто по доброй воле пришли на кладбище ашкеназских евреев города Ташкента для участия в хашаре – мероприятии типа субботника, когда люди разных возрастов и профессий, разных национальностей, добровольно, по зову сердца, собираются, чтобы сделать  «савоб» – свершить доброе дело, мицву.

Сегодняшний хашар является данью уважения к тем евреям, которые покоятся здесь, и к тем, кто раньше жили здесь и, волею судьбы, сегодня находятся далеко от родной земли.

Мы, евреи древней Бухары, восхищены благородным поступком жителей Ташкента, которые добровольно организовали хашар на территории кладбища ашкеназских евреев и благоустраивают его.

Кладбище – это огромное хозяйство, как называют его евреи – бет хаим – дом вечной жизни, за которым надо следить круглый год. Государство ежегодно выделяет финансовые средства на благоустройство кладбищ. Возникает естественный вопрос, а куда они деваются?

К примеру, у нас, в Бухаре местные власти выделяют ежегодно немалые средства и благоустраивают кладбища.

Завершу свой материал одним фактом, который тоже характеризует узбекский народ, но и его меценатов.

Несколько лет назад, в Ташкенте, когда проходил выездной съезд Всемирного конгресса бухарских евреев, президент Конгресса Леви Леваев, в присутствии Министра иностранных дел Узбекистана А.Х. Камилова, а также Бориса Кандова, Рафаэля Некталова вручил Почетную грамоту Всемирного конгресса бухарских евреев США и Канады известному бизнесмену, скромному и обаятельному человеку, банкиру Икраму Ибрагимову за то, что он вызвался поддержать материально еврейское кладбище в Андижане! Жора Зулунов, андижанец, косвенно причастный к этой мицве, тоже радовался за своего земляка, оказавшего безвозмездную, бескорыстную помощь землякам-андижанцам.

Журналист Виктор Михайлов, заснявший этот материал, рассказал главному редактору «The Bukharian Times» Рафаэлю Некталову следующее: Проведенный хашар планировался как очередное местное мероприятие, и сам я узнал об этом совершенно случайно. Участники хашара просили не указывать их имена и согласились на съемку только после настоятельных просьб съемочной группы.

Рахмат, Узбекистоним!

Авром ИСХАКОВ, председатель еврейской общины Бухары

Источник: mytashkent.uz