После выхода Азербайджана и Армении на нагорнокарабахское урегулирование при посредничестве России в регионе возникла необходимость восстановления не только общей инфраструктуры возвращенных азербайджанской стороне территорий, но и культурно-исторических и религиозных объектов. Так, на днях первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева отметила, что азербайджанская сторона восстановит на освобожденных территориях культурное наследие, принадлежащее не только мусульманам, но и всем религиям, представителям разных национальностей.
О том, как в Азербайджан стал мультикультурным государством, в котором в мире и согласии, бок о бок живут представители разных национальностей и религий, «Москва-Баку» рассказали представители еврейских общин России.
Главный раввин России Берл Лазар:
Азербайджан всегда с уважением относился к культурным и религиозно-историческим объектам других народов. Это можно увидеть на примере Баку, где рядом друг с другом стоят мечети, синагоги, православные и католические храмы. И также Азербайджан заботится о культурном и религиозном наследии человечества и в других странах мира, Фонд Гейдара Алиева восстанавливает святыни в Италии, Болгарии и других странах. Также мы уверены, что Азербайджан восстановит все религиозные объекты других национальностей в Карабахе.
Мы очень ценим добрые отношения, которые сложились между евреями и народом Азербайджана. На территории этой страны давно живет древняя и самобытная община горских евреев, появление которых на Кавказе относят к I веку новой эры, а некоторые – и к еще более древнему периоду. Скорее всего, они были переселены на территорию Кавказской Албании персидскими правителями из Ирана. С тех пор еврейская община стала неотъемлемой частью Кавказа и, в частности, Азербайджана. Место, где издревле живут евреи – поселок Красная Слобода стал известен далеко за пределами страны, благодаря его замечательным представителям, сынам еврейского народа и азербайджанской земли. Также на территории Азербайджана живут и переселившиеся в более поздний период ашкеназские евреи. За всю долгую историю существования этой общины в Закавказье мы помним хорошее отношение окружающих народов, мирное сосуществование и уважение к нашим обычаям и традициям. Мы последовательно выступаем за взаимное уважение, мир между всеми народами на Кавказе и на Ближнем Востоке. Мы считаем, что положительный опыт, который есть у народов Кавказа (в частности, у Азербайджана) надо развивать и укреплять. В частности, хотелось бы отметить, что в Азербайджане действуют еврейские школы, которые открывались лично президентом страны Ильхамом Алиевым. Атмосфера толерантности, сложившаяся в республике, видна на примере отношения к еврейской общине. Мы исключительно признательны за эти добрые отношения. Наверное, не найдешь больших патриотов своей страны, чем горские евреи Азербайджана. Они всегда стараются подчеркнуть, как они гордятся страной, где они родились и своей малой родиной – родным поселком, городом, деревней. Мы знаем их как очень трудолюбивых и предприимчивых людей, активных членов еврейских общин по всему миру. Мы также весьма ценим сотрудничество Азербайджана и Израиля. Народ и руководство Азербайджана понимает, что отношения с еврейским государством не только не вредят, но, напротив, идут на пользу всему исламскому миру. Уверен, что сотрудничество двух стран послужит делу мира и добрососедства во всем регионе.
Президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода:
Безусловно Азербайджан – очень толерантная страна. На протяжении тысячелетий в этой стране проживают народы разных национальностей и вероисповеданий. В бытовой культуре Азербайджанцев заложено относиться с уважением и теплотой к своему соседу, независимо от того, кто он по национальности. Баку сегодня – это открытый мультикультурный город, в котором проходит масса международных мероприятий, туда приезжают люди со всего мира, чтобы вести бизнес, участвовать в культурных и образовательных программах. Например, Еврейский музей и центр толерантности выставлялся в Центре Гейдара Алиева. Также здесь в Москве, в стенах музея мы всегда рады принимать представителей азербайджанской диаспоры и предоставлять площадку для инициируемых ею событий. Азербайджанская еврейская община – одна из древнейших. Она имеет свою, совершенно особенную культуру и обычаи. Ее богатейшая история рассказывает нам от том, что азербайджанская земля – настоящий второй дом для этой общины, а также о том, что несмотря на религиозные различия у евреев всегда была возможность сохранить свой уклад жизни, оставаться верными своей вере. Есть роман Курбан Саида «Али и Нино». Автор произведения – еврей, в книге описывается любовь мусульманина Али и христианки Нино. Выбранный сюжет очень точно характеризует, что такое азербайджанская мультикультурность. В Азербайджане существует не одна еврейская община: там живут горская, грузинская, а также ашкеназская общины. Евреи приезжали в Азербайджан как в XIX веке, поскольку там было больше свобод для ремесленников и торговцев, так и в эпоху Советского Союза, поскольку таким образом возможно было сохранить свою религиозную идентичность и не подвергаться государственному антисемитизму. Последние десятилетия в Азербайджане открываются общинные центры, строятся синагоги, развиваются различные направления общинной жизни: образовательные и просветительские. Общины, живущие в Азербайджане сегодня, не испытывают никаких притеснений или ущемлений свободы вероисповедания. И, конечно, совершенно феноменален посёлок «Красная Слобода» – единственное сохранившееся еврейское поселение на территории бывшего Советского Союза, где компактно проживает свыше четырёх тысяч евреев. В школах посёлка даже официально преподают иврит, как второй иностранный. У нас очень тёплые и дружеские отношения как с еврейской общиной Азербайджана, так и с азербайджанской диаспорой в России.
Источник: «Москва–Баку»