26 ноября 2017 года в Вене состоялся премьерный показ фильма «Вальс длиною в жизнь» (второе название – «Благословенные Свыше»). Автором и режиссёром-постановщиком фильма является Рафаэль Некталов – главный редактор газеты The BukharianTimes, операторы – профессионалы высшего класса Ариэль Рубинов и Эльджон Аббасов из Узбекистана. Продюсер Борис Алаев организовал специальный просмотр в кинозале Еврейского центра, а вела этот премьерный показ поэтесса Бася Малаева. Через несколько лет фильм стал доступен для широкого зрителя через социальные сети, завоевав всеобщее признание и заслуженную славу.
Это не первая работа Рафаэля Некталова и Ариэля Рубинова. Был ещё фильм «Возвращение. Некталовы не сдаются», в пронзительной форме повествующий о душевных переживаниях героя фильма – Рафаэля Некталова, перенёсшего нелёгкую операцию по пересадке почки. Эти два фильма несут на себе печать таланта их создателей. Талант, если он есть, способен пробиться сквозь асфальт.
Конечно, ключевая фигура в фильме «Вальс длиною в жизнь» – сам автор Рафаэль Некталов. Это он ведёт нас по лабиринтам жизни своих героев Рафаэля Алаева и его супруги Берты, проживших вместе в счастливом браке более 65 лет. Фильм, собственно, посвящён этой замечательной дате.
Освещая юбилейную дату, автор сумел представить панораму жизни бухарских евреев 2000-х годов, их обычаи, традиции, которые всегда остаются незыблемыми, где бы они ни жили. И они сами стали частью той двухвековой истории, которая поведана с любовью к героям авторами фильма.
– Я хотел успеть сделать праздник при жизни моих родителей, – сказал мне Борис Алаев, которому удалось это сделать.
Создан фильм о таких неординарных людях нашей общины, как Рафаэль и Берта Алаевы, достигших серьёзного возраста: ему в 2017 году было 87, а ей – за 80. Кроме того, их жизнь не ограничена одним городом или одной страной. Они уроженцы Самарканда, давшего миру плеяду учёных, инженеров, педагогов, деятелей культуры и профессиональных бизнесменов. Среди них был и Рафаэль Алаев. Зрелые годы Рафаэля и Берты прошли в этом великолепном городе. Затем, в 1972 году, они репатриировались в Израиль, а оттуда в 1974-м – в Вену, столицу Австрии.
Рафаэль Алаев принадлежал к плеяде бухарско-еврейской молодёжи, которая пришла на смену прошедшим жестокую войну, в которой наш этнос потерял 10 тысяч молодых жизней, и многие из погибших не успели даже обзавестись семьёй.
Торопясь утвердиться в послевоенной жизни, они наспех оканчивали 7–8 классов, экстерном сдавали экзамены на аттестат зрелости, становились студентами, настойчивыми, смелыми, дерзкими, вступая в новую жизнь через собственный опыт удач и огорчений.
Рафаэль Алаев, имея два высших образования, педагогическое и института советской торговли, тем не менее, ещё в 50-е годы мечтал о другой жизни: свободной, предпринимательской, без ОБХСС. Он был счастливчиком: при первой возможности осуществил свою мечту, выехав из Союза. И хотя путь его становления был нелёгким – две эмиграции, в каждой из которых надо было начинать жизнь с нуля, – он выстоял, более того, когда достиг материального достатка, стал помогать всем, кто в этом нуждался.
Интересно отметить, что Рафаэль Алаев, никогда прежде не занимавшийся общественной деятельностью, проникся нуждами Венской общины и возглавлял её на протяжении 13 лет. Более того, 2 мая 1999 года он прибывает в Нью-Йорк, участвует в первом съезде Конгресса бухарских евреев США и Канады и произносит поздравительную речь в адрес ньюйоркцев и Бориса Кандова как президента. А в 2000-м году участвует в работе Первого съезда Всемирного Конгресса бухарских евреев, которым бессменно руководит Леви Леваев.
И обо всём этом повествуется в замечательном фильме «Вальс длиною в жизнь». Всё в нём продумано до мелочей, начиная от названия, символизирующего долгие годы, почти без малого век, которые прошли словно в вихре вальса. Музыка в фильме явилась его неотъемлемой частью. Собственно, сам фильм начинается с яркой, патетической музыки, и на её фоне автор неторопливо рассказывает о городе своего героя – Самарканде, каждый уголок которого дорог и для каждого из нас.
Затем показаны панорамно Иерусалим, а вслед за ним величественные здания одного из красивейших городов Европы – Вены, с которым связана жизнь Рафаэля Алаева и всей его семьи. Мало кто знал, что в этом городе побывал в своё время его прадед Моше Калонтар. И этот факт стал поистине знаковым.
Первые кадры связаны с Бертой Алаевой, которая создала этот семейный очаг и воспитала четверых сыновей. Все они стали бизнесменами, пошли по стопам отца. Она сумела, при всём своём непростом характере, выстроить семейные отношения так, что главой был Рафаэль, старалась всячески высветить его роль в семье.
Потрясает в фильме большое количество людей (порядка 20 человек), которые вместе с пожеланиями в адрес юбиляров делятся своими воспоминаниями, и таким образом создают свой микросюжет. Это дети, снохи, родственники, друзья, соседи, одноклассники…
Среди них и молодые, и старые, некоторых из них уже нет в живых. В частности, год назад ушёл из жизни д-р Михаил Чакчаков. Он в Самарканде заведовал кафедрой детских болезней, был кандидатом наук, написал докторскую, но предпочёл Израиль, прожил 90 лет. Именно он раскрывает главную черту Рафаэля Алаева: «Заработал деньги – вложи в дело».
Среди выступивших – живущие в Нью-Йорке художник Шумель Толмасов, бывший председатель Сиабского райисполкома г. Самарканда Иосиф Захарович Бадалов, Борухай Некталов, аксакал нашей общины Рахмин Некталов, Натаниэль Толмасов, доктор Залман Ханимов и автор этих строк, проживающие в Израиле Узиэль Толмасов с супругой Светой и другие.
Всем им далеко за 80, и, благодаря тому, что участвуют в этом фильме, они увековечены. В этом непроходящая ценность фильма. Он смотрится на одном дыхании. Интересно всё: и музыка, и исторические кадры, и сама жизнь героев.
Создать такой фильм, в котором ещё и немало художественных элементов, – не просто. Надо было по крупицам собрать весь материал, скомпоновать его так, чтобы зрителю было интересно. И этот эффект безусловно достигнут.
Символична и концовка фильма: в вихре вальса танцуют внуки и правнуки Рафаэля и Берты – это новое поколение Алаевых, которым суждено жить долгие, долгие годы.
Фильм этот бесконечно дорог для меня, ибо главных героев и всех его участников хорошо знаю, а сам Рафаэль Алаев был близким другом моего супруга Абрама Захаровича Некталова. Они вместе учились и в пединституте, и в институте советской торговли. Оба были предпринимателями по призванию. Мой супруг жалел, что покинул Союз поздно, в 90-е годы, заработав болезнь сердца. Он дожил лишь до 74 лет.
Рафаэль покинул этот мир в 90 лет с лишним. Он был достойным представителем замечательной плеяды бухарской молодёжи первых послевоенных лет, которая оставила яркий след в истории своего этноса.
И еще. В отличии от Моше Калонтара, главы еврейской общины Самарканда, великого предка Рафаэля и Берты Алаевых, мечтавшего удостоиться чести быть похороненным в Иерусалиме, Рафаэль Алаев покоится на Святой земле Израиля.
Так повторился в обратном направлении путь великих самаркандцев в Иерусалим.
Спасибо создателям фильма, отразившим большую эпоху в истории нашего народа.
Рена ЕЛИЗАРОВА