Маца в Самарканде готовилась вручную

 Машинами для выпечки мацы давно и успешно пользуются евреи во всем мире. И с точки зрения Ѓалахи маца быстро проходит процесс выпечки и почти без ручного вмешательства в процесс.

К раввину Хизкие Кайкову пришли двое деловых мужей запустить такую машину в Самарканде. У реб Хизкии сидел реб Авром-Хай Лодаев. Выслушав гостей, реб Хизкия ответил:

– Мы в Самарканде придерживаемся старых хасидских традиций делать всё вручную, когда все женщины в доме садятся вокруг платы, чтобы очистить пшеницу от мусора, а затем женщины нанимают арбакеша (узбека с ослом) перевезти мешками пшеницу на мельницу, просеять муку, а затем собраться вместе с родственниками и соседями на выпечку мацот (подряд) в тандыре. Это наша традиция, наше воспитание. То, что наши девушки растут хорошими хозяйками, любят нашу традицию, самоотверженно чистят от хамеца свои дома – это наше воспитание, наша гордость. Авром-Хай, что ты скажешь?

– Я скажу так. Как говорили еще хасиды Алтер Ребе: «Не все, что можно – нужно». Другими словами, вовсе не обязательно стремиться непременно воспользоваться всеми теми благами, что разрешает нам Тора. Хасидская же традиция учит нас, напротив, быть умеренными в своих желаниях и запросах, выражаясь языком Торы: «Освятить себя (в данном случае – ограничить) даже в том, что разрешено». А то, что запрещено – то запрещено, и точка! Это даже не обсуждается.

И вот пример. В одном местечке построили маце-пекарню для выпечки т. н. «машинной» мацы. До того времени мацу выпекали вручную. Это, конечно, кропотливый и тяжелый труд, но зато можно гарантировать ее полную кашерность. В отличие от машинной выпечки, где велика вероятность образования «квасного» (хамец), что строжайше запрещено в Песах, как сказано (12:20): «Ничего квасного не ешьте». Поэтому хасиды старались по старинке пользоваться ручной мацой. Но ведь всегда найдется хасид со своим особым мнением. Один такой хасид пришел к Ребе и спросил, что плохого в машинной маце? И Ребе вместо ответа рассказал ему одну историю.

Царь Николай, хотя был человеком жестоким и большим юдофобом, любил иногда переодеваться в простую одежду и «ходить в народ». Однажды он захотел поприсутствовать на иудейском обряде обрезания (брит-мила). Предание гласит, что сам обряд царю понравился, но вот наступил момент, когда «моэль» – специалист по обрезанию должен был проводить обряд, во время которого он засасывает через специальную трубочку каплю крови от обрезания (мцица). В этот момент он низко наклоняется над младенцем, и царю показалось, что моэль хочет (не дай Б-г) откусить зубами крайнюю плоть! Конечно, царь не мог знать всех тонкостей иудейского ритуала, поэтому он страшно разволновался и поспешно воскликнул: «Все хорошо, только кушать не надо!».

«Вот и в этом случае, – закончил Ребе с улыбкой. – Все хорошо в машинной маце. Только кушать ее не надо».

Конечно, нет ничего плохого в том, что еврей на Пасху ест хотя бы машинную мацу. Хотя во время пасхального застолья (седер) лучше все-таки для выполнения заповеди «вкушать мацу» (ахилат маца) употреблять мацу более высокого качества – т. н. «маца шмура». А история эта учит нас тому, что в вопросах святости не надо бояться перестараться и проявить излишнюю строгость. Она в любом случае будет уместной.