Праздник Песах, отмечающий Исход из Египта, называется “временем нашей свободы”. И Тора обязывает нас всегда помнить об этом освобождении. В Пасхальной Агаде говорится: “В каждом поколении, каждый день человек должен смотреть на себя так, как будто он сам вышел сегодня из Египта”. Это означает, что для еврея процесс “выхода на свободу” должен быть перманентным. На первый взгляд, сам термин “свобода”, применительно к Исходу из Египта, может показаться противоречивым и непонятным. Ведь Всевышний освободил нас от египетского рабства только затем, чтобы мы служили Ему. Как сказано в Торе (в словах, обращенных к Моисею): “Когда ты выведешь этот народ из Египта, будете вы служить Вс-сильному…” До сих пор мы служили египетскому фараону, а с момента Исхода из Египта превратились в рабов Б-жьих. Ведь на первый взгляд, Тора и ее заповеди – это тяжелое бремя, рабство (“будете служить!”), а вовсе не свобода.
Относительность свободы
Чтобы все это понять, попробуем проанализировать, что есть свобода. Ведь свобода – это понятие весьма относительное. Что такое свобода с точки зрения растения? Это свобода роста. Когда у растения есть все необходимые условия для нормального произрастания: хорошая почва, вода, свет, воздух и так далее – тогда оно “свободно” от всех “тревог” и невзгод. У животных совсем иначе. Даже если у зверя есть в достатке все необходимое – корм, питье и тому подобное – но он прикован к одному месту, то для него это худшая неволя. Поскольку это противоречит сущности его бытия. Для него свобода – это возможность свободно передвигаться. Но и это не определяет полностью понятие свободы с точки зрения человека, существа, наделенного разумом. Даже если у него всего в достатке, и он обладает полной свободой передвижения, но лишен свободы интеллектуальной, то для него это худшее рабство, поскольку противоречит его сути. Для человека свобода – это доступ к информации, возможность изучать и умудряться.
Свобода души
Б-жественная душа каждого еврея, которая называется “частицей бесконечной сущности Б-га свыше”, даже облекаясь в материальное тело, сохраняет свою связь со Всевышним, с Бесконечным. Для нее неволя – это уровень вчерашнего дня, ступень, на которой человек находился вчера. А свобода – это возможность не стоять на одном месте, а каждый день, благодаря Торе и ее заповедям, подниматься на уровень выше, становясь ближе к Бесконечному. Поэтому сказали наши Мудрецы, что “лишь тот по-настоящему свободен, кто занимается изучением Торы”. Тора для еврея – это как вода для рыбы. Не “бремя”, а жизненная необходимость. Лишь изучая Тору и соблюдая ее Заповеди, еврей живет истинной жизнью
Не порабощение
Всевышний сотворил нас так, что необходимость соблюдать Тору и ее заповеди заложена в саму нашу суть. Это не принуждение и не порабощение, а наоборот соответствует сущности нашего бытия. Истинное понятие свободы для человека связано с возможностью наиболее полного выражения своих желаний. У еврея, чья истинная сущность – есть его Б-жественная душа, стремящаяся к своему Источнику, истинная свобода означает возможность служить Творцу и, благодаря Торе и соблюдению Заповедей, становиться ближе к Нему. То, что может казаться “бременем”, на самом деле определяет саму сущность жизни еврея, и означает наивысшую степень свободы.
Холь амоэд
1. Промежуток времени между первым и последним днем праздников Песах и Сукот называется холь амоэд, т. е. “праздничные будни”. “Праздничные” – потому что холь амоэд надлежит чтить так же, как праздничные дни: по-праздничному одеваться, устраивать трапезы, более обильные, чем в обычные дни, веселиться самому и поддерживать праздничное настроение в семье; “будни” – потому что в холь амоэд разрешено выполнять многие, хотя и не все, будничные работы.
2. К работам, которые разрешено выполнять в холь амоэд, относятся прежде всего те, что связаны с приготовлением пищи, а также любые работы по дому, которые необходимо выполнить в холь амоэд. При этом должно быть соблюдено одно обязательное условие – эти работы надо выполнять подчеркнуто непрофессионально. Например, зашивая одежду, не следует делать ровный и крепкий шов, как сделал бы портной. Кроме того, в холь амоэд разрешается выполнять работы, которые не терпят отлагательства и неисполнение которых грозит крупными убытками.
3. При необходимости, для выполнения работ, связанных с предотвращением убытков, разрешается нанимать рабочих, но лишь в том случае, если эти работы нельзя было выполнить до праздника. Того, кто сознательно отложил эти работы на холь амоэд, рассчитывая заняться ими, освободившись от других дел, а также того, кто не выполнил их до праздника из-за лени или беспечности, мудрецы наказывают, лишая его права выполнять эти работы и в холь амоэд 4. Если материальное положение не позволяет человеку не работать в холь амоэд, еврейский закон разрешает ему заниматься в эти дни даже работой, в принципе запрещенной. Он обязан лишь работать дома – так, чтобы этого не видели другие евреи. Более того, разрешается даже поручать работу малоимущему еврею, чтобы дать ему возможность заработать, – опять же при условии, что он будет работать дома, не привлекая чьего-либо внимания. Нанимать нееврея в холь амоэд для выполнения работы, запрещенной еврею, разрешается только в том случае, когда это совершенно необходимо для исполнения какой-либо заповеди. В холь амоэд разрешается нанимать рабочих для работ, которые начнутся после праздника.
5. Даже работы, в принципе разрешенные, запрещается исполнять в холь амоэд для нужд нееврея.
6. Сельскохозяйственные работы – такие, как удобрение земли, сев, расчистка поля от камней и хвороста, подрезание деревьев и т. п. – запрещено производить в холь амоэд. Однако разрешается поливать растения, чтобы они не погибли, собирать плоды, которые могут испортиться, и т. п. 7. Еврейский закон запрещает стричься в холь амоэд. Если постригли ногти накануне первого дня праздника, но они уже отрасли, их разрешено постричь и в холь амоэд. Женщина, готовящаяся к омовению в миквэ, также подстригает ногти (см.146:13а). 8. В холь амоэд запрещено стирать белье. Исключение делается лишь для детской одежды, которую приходится менять. Разрешается также постирать белье тому, кто хотел сделать это перед праздником, но не успел из-за крайнего недостатка времени. 9. В холь амоэд разрешено делать все, что необходимо для лечения человека или животного.
10. В принципе, в холь амоэд разрешено писать все, что необходимо для нужд холь амоэда. Разрешается также записывать счета, которые надо сохранить и которые забудутся, если их не записать. Еврейский закон не запрещает в холь амоэд писать письма неделового характера друзьям и родственникам (принято лишь делать какие-либо изменения – например, написать первую строку дугообразно). Распространен, однако, обычай вообще не писать ничего в холь амоэд, и тот, кто соблюдает этот обычай, достоин похвалы. 11. Тот, кто нуждается в деньгах, даже не для нужд холь амоэда, и опасается, что после праздника не найдет никого, кто смог бы одолжить их ему, имеет право занять деньги в холь амоэд и написать долговое обязательство, если без этого заимодавец не соглашается дать деньги в долг.
12. В холь амоэд не устраивают свадеб – согласно принципу: “Не смешивают одно веселье с другим”. Однако еврейский закон разрешает совершать помолвку и записывать обязательства сторон. Разрешается весело праздновать помолвку, а также устраивать празднества в честь обрезания младенца или выкупа первенца.
13. В холь амоэд разрешается выходить, а также выезжать на любом виде транспорта
14. Еврейский закон запрещает делать в холь амоэд все, что связано с большими усилиями, например переезжать с квариры на квартиру. Однако если это приводит к убыткам или мешает праздничному веселью, запрет отменяется.
15. Запрещено совершать в холь амоэд любые торговые операции и все, что связано с ними (включая обмен валюты). Если же неожиданно представилась возможность заключить выгодную сделку, это разрешается сделать, не привлекая чужого внимания и при условии, что часть заработанных денег будет истрачена на нужды последнего праздничного дня – дополнительно к тому, что предполагалось истратить ранее. В холь амоэд разрешается продавать и делать покупки на неожиданно объявленных распродажах, а также закупать товар, который, возможно, после праздника подорожает.
16. Все необходимые в холь амоэд продукты, включая и те, без которых, в принципе, можно обойтись (например, специи), в эти дни разрешается продавать без всяких ограничений. Согласно повелению Торы “и отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами омера возношения, семь полных недель”, во вторую ночь Песаха начинают отсчет дней между праздниками Песах и Шавуот. Этот отсчет называется Сфират-Аомер в память об омере – мере ячменной муки, которую во второй день Песаха приносили в Храм как дар Всевышнему.
В Песах, как известно, мы празднуем избавление от египетского рабства. Согласно Талмуду, окончательное Избавление также произойдет в месяце нисан. Поэтому вполне логично, начав Песах трапезой, во время которой рассказывают об Исходе, закончить этот праздник другой трапезой, посвященной грядущему избавлению и называется эта трапеза «Сеудат Мошиах». Устраивают эту трапезу в этом году в Шабат в 6 вечера.Едим мацу и выпиваем 4 бокала вина или виноградного сока ( 4 х 100мл.) . Тем самым весь семидневный весенний праздник превращается в своего рода мост, связывающий память о прошлом с надеждой на будущее. Песах Кошер вэ Самеах!