Миллениалы тянутся к истокам

В то время как все, кому не лень, ломают голову над тем, как сохранить еврейские традиции, язык, танцы, кухню и прочие атрибуты национальной культуры, молодежь, особенно те, кто не родились, никогда не жили и не были на родине предков, странным образом решила приодеть себя в наряды, которые близки по стилю и характеру восточным костюмам, но несут родные мотивы.

Совершенно случайно, почти в одно и то же время, в двух разных странах, где компактно проживают бухарские евреи, я обнаружил стремление молодых невест и женихов на своем свадебном вечере нарядиться в традиционные костюмы.

Молодой Рахминов, происходящий из самаркандского рода Бабаевых, встретил во время службы в Армии обороны Израиля прекрасную девушку, йеменскую еврейку. Через некоторое время пара решила пожениться, но одним из условий невестки было проведение свадебного обряда в костюмах родной ей общины.

Я даже не могу представить, как можно находиться под тяжестью всего этого великолепия целый вечер и при этом танцевать, улыбаться и вести себя более-менее естественно. Но, как говорится, красота требует… И мне, ввиду самого факта бережного отношения к своим истокам, любви и верности к своей идентичности, было приятно знакомиться с отражающими это фотографиями. Они доставили мне огромное удовольствие.

Но потом звучала и наша, бухарско-еврейская свадебная. Ну как без «Шаст шасту чор», «Махваши нозук», которые стали гимном нашей культуры и частью собственной идентичности!

Естественно, что в таких нарядах не ходят по улицам. Все это только костюмы из далеких и несколько загадочных для меня йеменских краев, которые, с другой стороны, нам, бухарским евреям весьма близки. Например, предки Муллокандовых — выходцы из Адена. А Бухаре процветала община йеменских евреев, которая за века полностью ассимилировалась, растворилась среди евреев Бухары. Среди них были авторитетные сойферы, а женщины отличались особой пластикой и могли танцевать. Не связаны ли с ними истоки танцующих созанда?

Этот вопрос волнует не только музыковеда Зою Михайловну Таджикову.

О миллениалах написано и сказано так много, что, казалось бы, уже должны знать о них абсолютно всё. В Америке поколение миллениалов не только самое многочисленное, но и, возможно, самое изученное из всех. Причина проста: если бренду удается завоевать любовь миллениалов, они становятся его преданными поклонниками на многие десятилетия вперед.

Это поколение инициативных, самосовершенствующихся, мечтающих, набирающих силу молодых людей, которые стремятся быть оригинальными. В данном контексте мне понравилась одна молодая пара, Нерьё Абрамов и Бател Сачакова, которая сразила меня наповал своим первым выходом в качестве жениха и невесты. Они  выбрали совсем не то, что предыдущее поколение считало атрибутом своей бухарско-еврейской идентичности. Они не облачились, в частности, в золотошвейные халаты с шестиконечными звездами Давида или ханукальными подсвечниками. Невеста надела на белое свадебное платье широкое бухарское, а жених накинул легкий шелковый халат. Обращал на себя внимание головной убор жениха, в котором он торжественно прошёл вместе с невесткой. Естественно, что так никогда не наряжались молодожены в бухарско-еврейской общине, но эти молодожены определили новый стиль, который с годами будет доминировать среди поколения миллениалов.

Это уже вопрос к историку Татьяне Григорьевне Емельяненко!

Мне так понравилось одеяние молодых Абрамовых, что я решил тоже нарядить себя, своих детей и внуков в нечто оригинально-национальное. В моем детстве мы собирались у дедушки Илёву Биняминова (Бухори), и моя бабушка Фарехо Мусаева давала всем гостям бухарские легкие халаты. Мы все, сидели на деревянном полу (хотя уже давно все в Самарканде едят за столом – 1960 год!), в соответствии с еврейской традицией, на курпачах, болиштхои люля, такия карда ба дасти чап (прислонившись слева к подушкам люля), в красивом и просторном зале на втором этаже дома.

В наши дни, судя по обложке «Пасхальной Агады», выпущенной в Нью-Йорке в 2010 году, все считали необходимостью надеть золотошвейные халаты. Обратился к Борису Кандову, дедушке жениха Нерика Абрамова, с вопросом: где приобрести эти красочные одеяния?

– В Бухаре живет прекрасный мастер и дизайнер традиционной бухарской верхней одежды. Она приезжает два раза в году. Мы с супругой Ниной сами выбираем окраску, стиль, пошив. На свадьбе моего внука две его бабушки внесли в зал два мешка этой легкой, красивой, изысканной одежды и нарядили всех гостей!

Рафаэль Некталов,

Главный редактор The BuKharian Times

(Миллениалы или Поколение Y — в социологии и демографии поколение родившихся между 1981 и 2000 годами.)