“Принцип подобное – подобным: деревья рубят топором, рукоять которого изготавливают из той же древесины” (Санѓедрин, 39б). Если вам кажется, что иммунитет – это чисто медицинский термин, то вы ошибаетесь. В переводе с латинского immunitas означает… освобождение (от болезнетворного влияния) – то, что является главным содержанием всего праздника Песах, который называется временем нашего освобождения.
Именно под таким именем мы упоминаем Песах в наших молитвах. Мы знаем, что вакцина – это, по сути, тот же вирус (или бацилла), но только в ослабленном виде. Так что организм легко с ним справляется, и более того, в процессе этого вырабатывает иммунитет (антитела). Таким образом, организм становится уже не восприимчивым к подобного рода заболеваниям. Причем иногда этот иммунитет сохраняется на всю жизнь.
Алтер Ребе (в своем сочинении книге Танья, гл. 31) приводит высказывание наших мудрецов (Санѓедрин, 39б), согласно которому “деревья рубят топором, рукоять которого изготавливают из той же древесины”. Другими словами, сами деревья (невольно) способствуют вырубке леса. В быту этот принцип формулируется проще: “подобное исправляется подобным”. Можно сказать, что эта философская идея лежит в основе всех современных прививок.
В нашем случае в качестве пасхальной жертвы неслучайно был выбран именно баран, который служил символом одного из главных египетских божеств – Амона, которого часто изображают с бараньей головой. Таким образом, евреи в виде пасхального агнца символически принесли в жертву египетское божество (что вначале так сильно и возмутило первенцев), чтобы развить в себе истинную веру и навсегда выработать иммунитет к язычеству и идолопоклонству. Слава Б-гу, эта “вакцина”, которая на все века сделала нас тогда по-настоящему свободными и дала нам возможность спустя сорок девять дней получить Тору на горе Синай, действует и до сих пор. Хотя все же каждый год мы проходим повторную “вакцинацию”, отмечая праздник Песах (а в древности еще и совершая пасхальное жертвоприношение в Храме).