Замыкая исторический круг

Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил  –  говорили наши предки. В этой связи я хотел бы рассказать о человеке, которому должны быть благодарны мы – бухарские евреи. Я говорю о раввине Хаиме Наэ, который на мой взгляд, является одним из тех духовных лидеров, которые помогли сберечь для нас – бухарских евреев «колодец» нашей духовности.

На этой неделе мы будем отмечать день рождения рава Хаима Наэ. Он родился на 13-й день месяца ияр 1890 года по гражданскому летоисчислению. Так за что мы должны благодарить человека, который жил много лет назад…

Примерно 20 лет назад я участвовал в конференции, посвященной ешиве «Томхей тмимим», которую в 1897 году создал рав Шолом Довер Шнеерсон – пятый Любавический Ребе. Как вы знаете, в дальнейшем, именно на баз этой ешивы в дальнейшем была создана крупнейшая в мире сеть образовательных учреждений для еврейской молодежи. Я сам учился в ешиве этой сети в израильском городе Лод.

И вот на конференции мне дают слово.  Момент был волнующий. Ведь я понимал, что в эту минуту, я символически замыкаю исторический круг. Ведь я – бухарский еврей, многие тысячи такиж эже бухарских евреев, как и я смогли сохранить религию наших предков потому, что много лет назад, выполняя указание Ребе, в Бухару приехал рав Хаим Наэ…

Эта удивительная история началась в тот момент, когда пятый Любавический Ребе послал одного из своих учеников, раввина города Хеврон Шломо Иегуду Лейба Элиезерова в Бухару.  Подумайте о том, как это было. В мире, где нет телефонов, электронной почты, а письма идут многие дни, рав Элиезров получает указание Ребе и не раздумывая ни минуты, выезжает из Хеврона в Бухару. Но именно так все и произошло.

И что видит рав Элиезров, приехав в Бухару? Он видит, что общину нужно спасать. Как это сделать? Рецепт один на все времена – учить Торе и законам иудаизма, готовить раввинов из местных евреев. Этим и начал заниматься посланец Ребе.

Прошло какое-то время и Ребе решил, что раву Элиезрову нужна помощь. И в 1910 году Ребе посылает в Бухару рава Хаима Наэ (Менделова). Говорили, что этот молодой ашкеназский раввин близко к сердцу принял жизнь общины бухарских евреев. Он овладел бухарским языком, поехал к бухарским евреям в Самарканд и вскоре написал для местных евреев книгу «Ханох ла-Ноар» («Наставление юноше»), представляющую собой собрание религиозных законов, касающихся обряда бар-мицвы и наложения тфилин. 

Рав Хаим Наэ настолько блестяще выполнил свою миссию в Бухаре и Самарканде, что, когда он приехал в резиденцию Любавического Ребе, в ту самую ешиву «Томхей тмимим», где он удостоился аудиенции у Ребе и в его честь было проведено хасидское застолье.  

Потому и не удивительно, что через много лет, в той же ешиве, где когда-то был принят рав Хаим Наэ, я говорил слова благодарности этому человеку.

Так и замкнулся исторический круг…  

К слову, выполнив свою миссию, рав Хаим Наэ вернулся на святую землю, поселился в Бухарском квартале Иерусалима, и стал одним из самых авторитетных духовных лидеров еврейского народа. Рав Хаим Наэ, да будет благословенна память праведника, ушел из жизни в 1954 году.

 *  * *

Благодарность человеку, который сделал добро, на мой взгляд – одна из основополагающих ценностей иудаизма. Мы должны знать и помнить тех людей, кто сделал добро, нам лично, нашим предкам, нашей общине. Мы обязаны быть благодарны им. Потому сегодня, вспоминая раввина Хаима Наэ, я благодарю всех раввинов движения Хабад, которые много лет назад, по указанию Ребе приехали в Среднюю Азию, с единственной целью – помочь нашим дедам и прадедам сохранить духовную связь со святой Торой и иудаизмом.