Наше общее горе

Ужасная трагедия постигла наш народ на праздник Лаг Баомер во время традиционных торжеств на горе Мирон. Прошло уже несколько дней, но мы по-прежнему не можем понять, осознать, как такая катастрофа могла произойти. Болит сердце, трудно успокоиться, трудно найти подходящие слова, чтобы объяснить тот ужас, о котором напоминают фотографии и рассказы очевидцев. Нет слов…

Вспомните историю, о которой повествует Тора. Когда два сына первосвященника Аарона трагически вознеслись на небо, в нашей святой книге о реакции отца на их гибель было сказано буквально два слова. И это не случайно.  Бывают в жизни моменты, когда слова утешения просто не помогают. В таких случаях – молчание – золото.

И еще один важный момент. Роль веры заключается не в том, чтобы во время подобных трагедий дать ответы на возникающие вопросы. Роль веры заключается в том, чтобы дать нам силу продолжать жить с этими вопросами, жить наперекор бедам и трагедиям. 

Но роль веры заключается не в том, чтобы дать нам ответы, а в том, чтобы дать нам силу жить с вопросами и вопреки им.

*

Я не могу не думать об особой связи общины бухарских евреев с рабби Шимоном Бар Йохаем и книгой Зоар. Именно эта связь сделала праздник Лаг Баомер для нашей общины особенным. Ведь не секрет, что мы единственные среди представителей многих еврейских общин, для кого книга «Зоар» является практически настольной. Тексты из это книги мы используем в субботу, на поминках и праздниках.

Я не могу с уверенностью говорить о том, как книга «Зоар» попала к представителям нашей общины. Правда я познакомился с рассказом одного из историков, который утверждал, что книгу «Зоар» в общину привез наш купец из деревни Любавичи. Там он получил эту книгу лично от Ребе Цемаха Цедека (третьего Ребе движения Хабад Менахема Менделя Шнеерсона) с особым пожеланием к нашей общине пользоваться этой книгой.

Известно, что помощник Ребе Цемаха Цедека каждый день читал ему главу из Мишне Тора и главу из книги «Зоар». Как-то раз Ребе спросил у него о том, какую из книг ему нравится больше читать. Ответ помощника был таков: «»Мишне Тора» понятна мне лучше, но книга «Зоар» нравится больше».

Мне кажется такой ответ не был случайным. В книге «Зоар» есть что-то особенное, что помогает нам чувствовать ее нашей душой. Особенно ярко, на мой взгляд, это чувство ощущается, когда книгу читают со свойственным им колоритом бухарские евреи.  Слушаешь их и кажется, что слова книги проникают прямо в твое сердце и вызывает слезы на глазах – такой силой обладает это возвышенное чувство.

Я помню, как читал тексты из книги «Зоар» мой отец, как читали ее другие представители нашей общины.  Не уверен, что большинство из них дословно понимало то, что читалось.  Но в чем я уверен однозначно, в те далекие годы в Узбекистане, те слова в которые может, не вникал разум, мой отец и его друзья понимали душой. Такова еврейская связь с душой, с божественностью. Эту связь нельзя понять обычным разумом, ведь она выше такого разума.

*

Не могу не сказать несколько слов о Йосефе Мастурове. Этот молодой человек (сын рава Баруха и Майи) трагически погиб на горе Мирон. Мне рассказывали, что он был особенным юношей. Его отец, рав Барух, рассказывал, что Йосеф хотел просидеть всю ночь на горе Мирон с Торой в руках. Волею судьбы он оказался в числе тех 45, погибших в той страшной трагедии. Обидно, больно! Почему это произошло? Праведный и чистый душой мальчик ушел от нас.  Молюсь, чтобы подобные случаи больше не повторялись до прихода Мошиаха и когда все смертные –  воскреснут. Да будет благословенна память Йосефа Мастурова, всех погибших на горе Мирон.