Потерянная еврейская молитва

Недавно найденная страница в старинной книге Гемары содержит уникальную молитву, которую читают только краковские евреи на могиле раввина Моисея Иссерлеса.

Древние книги могут быть сокровищницей не только того, что в них написано, но и того, что можно найти между их страницами. А в случае с одной пожелтевшей страницей, выпавшей из старинной Гемары, находка обнаружила давно утерянную молитву, которую читали евреи Кракова, пишет Israel Hayom.

Найденная страница содержит молитву, которую краковские евреи читали у могилы ученого-талмудиста, раввина Моисея Иссерлеса, известного ашкеназского посека (термин в еврейском законе, обозначающий ученого-юриста, определяющего положение еврейских религиозных законов, буквально – «выносящий решение») в XVI веке, в праздник Лаг ба-Омер – день его кончины. В каждую годовщину его смерти (йорцайт) евреи Кракова посещали его могилу и читали особую молитву.

Эту молитву не найдешь в молитвеннике. В отличие от обычных молитв и учебников, которые печатались многочисленными изданиями, передавались из общины в общину и хранились на полках и в библиотеках по всему миру, эта молитва была напечатана на страницах, которые распространялись только среди краковских евреев. Ограниченное количество этих листочков с молитвой было напечатано с конкретной целью отметить локальное событие в единственный день в году.

94-летний потомок Иссерлеса Берл Шор родился в Кракове, и до сих пор помнит обычай посещать его могилу на Лаг ба-Омер. Когда Шору было 12 лет, разразилась Вторая мировая война. Ему и его сестре удалось бежать из Кракова до того, как его захватили немцы, но их родители и многие другие родственники остались в городе. Перед тем, как их убили, родители Шора успели передать своему польскому соседу-профессору Тадеушу Ковальскому из Ягеллонского университета в Кракове свою библиотеку древних еврейских текстов.

Ковальский сохранил библиотеку и после Холокоста вернул ее выжившим родственникам. Сегодня эта библиотека принадлежит Шору.

В ней хранятся сотни книг, изданных чуть ли не с момента появления печатного станка. Наряду с книгами встречаются отдельные страницы, среди которых попадается то, что было давно утеряно. Как выяснилось недавно, одна из этих страниц имела особую историческую ценность.

Йорцайт на могиле Иссерлеса был задокументирован молодым еврейским жителем города Зеевом Александровичем, который впоследствии стал известным фотографом. В течение многих лет никто не знал, что читают евреи на его фотографии, пока не смахнули пыль с вышеупомянутой Гемары.

Как пишет издание, не так давно Шор и его сын, поверенный Давид Шор, отправили фотокопии молитвы нынешнему главе еврейской общины Кракова в надежде возродить старый и уникальный обычай, который практиковался одной из крупнейших еврейских общин в Польше до Холокоста.