В Москве говорили об еврейском искусстве

20‒21 мая в Государственном институте искусствознания в онлайн формате прошла Первая международная междисциплинарная Сессия по Еврейскому искусству, собравшая более сорока искусствоведов из пятнадцати стран мира — России, Белоруссии, Украины, Литвы, Азербайджана, Хорватии, Австрии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Израиля, Турции, Бельгии, США и Канады, обсуждавших вопросы и проблемы еврейской музыки, театра, кино, архитектуры, пластического и прикладного искусства. В исторической перспективе — это первое комплексное научное исследование еврейского искусства в системе Российской Академии наук, проводимое на площадке Государственного института искусствознания (ГИИ) под грифом Министерства Культуры Российской Федерации.

«Еврейское искусство — это не узко национальное и не узколокальная тема, — отметила директор ГИИ Наталия Сиповская. — Такова субстанциальная данность еврейского искусства, которая формирует вокруг себя огромный спектр тем, связанных с идентичностью, контактами и взаимодействиями, а также осуществлением на общем корне совершенно контрастных художественных традиций. И тот факт, что проект по этой тематике приобрел такой комплексный и масштабный характер, это кажется мне вполне закономерным явлением».

Эта мысль нашла отклик и в приветственном слове основателя Института еврейской музыки Лондонского университета Джеральдины Ауэрбах, отметившей, что еврейская музыка является «микрокосмом» всемирной музыки в силу исторического прошлого и объективных векторов развития еврейской истории и искусства. Руководитель Центра американо-еврейской музыки им. Лоуэлла Милкена Калифорнийского университета Лос-Анжелеса профессор Марк Клигман подчеркнул, что московская Сессия предоставляет возможность обратить внимание на проблемы, которым ранее не уделялось пристального внимания, в частности, продвигает исследование музыки в ее междисциплинарной перспективе. О важности применения различных подходов и методов к еврейскому искусству, систематизации терминологии еврейского искусства говорилось в приветствиях куратора музейно-выставочных инициатив Российского еврейского конгресса Анатолия Голубовского, отметившего историческую важность проходящего научного события, и исполнительного директора Фонда им. И. Мавашева – Института по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре Рафаэля Некталова, рассказавшего об опыте собирания, а также аудио и нотного издания мелодий годового литургического цикла, предпринятым выдающимся музыкантом, певцом и хазаном синагоги Бет Гавриэль Эзро Малаковым.

Первый день Сессии был посвящен теме «Миграции и трансформации в еврейской музыке», которая была развернута в шести секциях, охватывавших широкий спектр проблем от методологии до проблемы еврейской идентичности в практике и теории музыкальных традиций.

Тема «Миграции и трансформации в еврейской музыке», прозвучавшая в Москве, является частью международного гуманитарного проекта по еврейской музыке, анонсированного американскими и европейскими институциями в 2021 году для подготовки будущего международного конгресса. По просьбе инициатора и организатора научной Сессии, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Гюльтекин Шамилли (Giula Shamilli) со-организатором данной панели стала доктор Марта Штельмахер (Германия, Дрезден). С докладами выступили такие известные ученые как Юдит Фригеши (Израиль), Юит Коэн (Канада), Вальтер Зев Фельман (США, ОАЭ) и другие.

 Несмотря на то что второй день Сессии был посвящен визуальным, сценическим искусствам, а также архитектуре, а проблема взаимодействия культур рассматривалась на широком теоретическом и практическом материале, в который были включены также художественные восточных еврейских общин, этот день завершился ярким выступлением раввина бухарской еврейской общины Боруха Бабаева, который разъяснял правила и одновременно на практике показывал особенности мелодики литургического пения.

Дистанционный формат проведения Сессии объединил ученых Америки и Евразии, соединил города России и постсоветского пространства.

Первая международная междисциплинарная Сессия по Еврейскому искусству была проведена в рамках «Недели еврейского искусства в ГИИ» (17—21 мая) и стала важнейшей частью лекционно-выставочного проекта «Восток Рувима Мазеля» (идея и куратор Г.Б. Шамилли), который стал победителем Второго конкурса грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных инициатив (куратор А. Голубовский). Проект был отобран из 64 заявок, поступивших из 36 городов России, и включал не только выставку, но и лекции. Концерты, сопровождающие лекции, были проведены со-организаторами, культурно-образовательной программой «Эшколот» (программный директор С. Парижский), обеспечившей также информационное продвижение проекта и его распространение за пределы академической среды.

По завершении Первой международной междисциплинарной Сессии по Еврейскому искусству была принята резолюция, подтверждающая ее значимость и необходимость последующих реализаций в долгосрочной перспективе при поддержке благотворительного фонда «Российский еврейский конгресс».

На снимке доктор искусствоведения ведущий научный сотрудник сектора теории музыки Гюлия Шамилли и главный редактор The Bukharian Times, исполнительный директор Фонда имени И. Мавашева Рафаэль Некталов.