Великая сила искусства

16 мая в 3 часа дня в Москве, в Еврейском музее и центре толерантности состоялась презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре». В книге представлена жизнь бухарских евреев Узбекистана первой трети 20 века сквозь творчество русской советской художницы Елены Коровай, посвятившей им свои лучшие картины.

Открытая площадка на втором этаже музея собрала любителей новых книг, а также ведущих ученых – искусствоведов, литературоведов, историков, антропологов, художников, а также многочисленных представителей бухарско-еврейской, таджикской, узбекской диаспоры, журналисты, СМИ. На видном месте, установлен баннер Всемирного Конгресса бухарских евреев, два больших экрана, а с левой стороны фуршет для гостей и участников презентации, которую блестяще провел доктор искусствоведения, директор Каракалпакского музея искусств имени Савицкого Тигран Мкртычев (Нукус), один из авторов этого издания.

Он отметил важность данного рода исследований в истории культуры    народов Узбекистана, России, а также бухарских евреев, живших на территории Средне Азии испокон веков. Он поздравил авторский коллектив сборника, посвященный творчеству уникального художницы Елены Людвиговны Коровай (1901-1974), а так же автора-составителя сборника Рафаэля Некталова, специально приехавшего на эту презентацию из Нью-Йорка в Москву в столь непростое время пандемии, когда есть определенные ограничения на приезд иностранцев в Россию.

Президент Всемирного Конгресса бухарских евреев Леви Леваев   в своем приветствии к собравшимся поздравил всех с наступающих через несколько часов праздником Шавуот дня дарования Торы еврейскому народу, а также отметил важность такого рода мероприятий, направленных на активизацию интереса деятелей науки к истории и культуре бухарских евреев.

Исторический путь бухарских евреев в XX веке был определен столкновением традиционного уклада их жизни с новой эпохой, а вместе с ней – новой политикой и идеалами. Это отразилось в работах Елены Коровай: художница использовала модернистскую живопись, чтобы запечатлеть, как еврейский квартал Самарканда переживает свой экономический и культурный расцвет.

В этом контексте работы и личность Елены Коровай представляют собой камертон, определяющий тональность и название книги. По словам ее создателей, судьбы бухарских евреев и художницы, нашедшей в их среде множество сюжетов, в чем-то похожи: «и об этом народе, и о Елене Коровай сегодня знают гораздо меньше, чем они того заслуживают».

Авторы и составители сборника «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» не только восполнили этот пробел, но и воссоздали смысловой контекст того времени. В том числе, контекст почти не известной широкой публике культуры бухарских евреев: книга дополнена материалами об их музеях, архитектуре, музыке и театре.

– Это был большой, многолетний труд, который стартовал после моего посещения Нукуса в 2015 году, куда я поехал специально для того, чтобы ознакомиться с картинами Елены Коровай, –  сказал Р. Некталов, исполнительный директор Фонда им. Ицхака Мавашева – Института по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре. – Когда Мариника Бабаназарова показала мне работы художницы, я не мог оторвать глаз от гениальной картины «Красильщики», которая меня перенесла в мир рассказов моей мамы о деятельности моих многочисленных соплеменников в Бухаре, Самарканде, Маргилане и других городах компактного проживания бухарских евреев. Меня поразили эти синие краски, которые были так мастерски написаны Коровай, казалось, я чувствовал их запах.  Но главное – это их одухотворенные лица, которые поразили меня своей глубиной и философичностью.

Р, Некталов поблагодарил Леви Авнеровича Леваева – президента Всемирного Конгресса бухарских евреев, раввина Александра Моисеевича Бороду – президента Федерации еврейских общин России, которые не только организовали презентацию в столь престижном музее Европы, но и помогли оформить документы для въезда в Россию, обратившись за ходатайством к Татьяне Алексеевне Голиковой – заместителю председателя Правительства Российской Федерации.

– Я также благодарен всему авторскому коллективу, издательству Фонда Марджани, господину Рустаму Сулейманову, дизайнеру Ирине Манц, редактору Елене Борисовой за подготовку к изданию и выходу в свет этого сборника.

Затем был показан семиминутный видеофильм с обращением президента Фонда им. Ицхака Мавашева, который не смог лично приехать в Москву. Он ознакомил зрителей с многолетней деятельностью фонда, который был создан в 1985 году в Израиле, с различными аспектами его работы: спонсирование международного фестиваля «Shashamaqam Forever”, проведение ряда международных конференций, издание сборников, книг, поддержки ученых, деятелей искусства и литературы, лауреатов премии им. Ицхака Мавашева.

– Мне очень приятно, что подобного рода мероприятие впервые проходит в столь престижном, крупнейшем в Европе  Еврейском музее и центре толерантности, который занимает особое место в культурной и социальной жизни современной России, – сказал Давид Мавашев, президент Фонда им. Ицхака Мавашева – Института по изучению наследия бухарских евреев в диаспоре. – Рафаэль Некталов, исполнительный директор нашего фонда работал над этим проектом пять лет, и является автором-составителем сборника “Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре”.  Мне особенно приятно, что  президент Всемирного Конгресса бухарских евреев Леви Авнерович Леваев лично поддерживает эту презентацию вместе с президентом Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР) раввином Александром Моисеевичем Бородой. От имени нашего фонда выражаю им сердечную благодарность за организацию визита Рафаэля Некталова на презентацию. Потребовалось личное участие самого заместителя председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяны Алексеевны Голиковой, чтобы правильно оформить все документы пересечения границы в непростое время пандемии. К сожалению, ни я, ни президент Центра бухарских евреев Леон Некталов, ни члены Совета директоров, спонсоры Катаев Давид, Эдуард и Михаил Юсуповы (Нью-Йорк), а также Азизхан Ахмедов и Икром Ирагимов (Узбекистан), не смогли вылететь в Россию, но я всем им выражаю свою искреннюю благодарность за поддержку этого проекта, ставшего важно вехой в развитии научного осмысления художественной культуры наших народов.

Издатель Рустам Сулейманов и профессор Анатолий Членов поделились своим пониманием Бухары, архитектуры и культуры древнего города, особенностей жизни евреев в нем, а также личными друзьями, представителями науки, культуры и литературы.

Высокую оценку новому сборнику дал известный российский галерист, культуролог Ильдар Галеев.

– Я был знаком с этим проектом одним из первых, но не верил до конца, что он сможет осуществиться, – сказал он. –  Но Рафаэль Некталов смог мобилизовать лучшие силы – ученых, исследователей, издательства, спонсоров, чтобы осуществить задуманное. В настоящее время выходит немало научных исследований по культуре и искусству, но они представляют собой только тексты, минимум иллюстраций…  Они проходят мимо широкого круга читателей. В то время как данный сборник, своей продуманной концепцией автора-составителя, названием, в котором обозначены удивительная художница Елена Коровай, бухарские евреи в русской культуре обязательной заинтересует всех не только серьезными статьями авторов, но и прекрасным издательским оформлением. Он поставил работы Коровай, связанные с еврейской тематикой, в один ряд с наследием ее современника, еврейского художника Марка Шагала. Ильдар Галеев отметил, что Е. Коровай была не только замечательной художницей, но и самобытным поэтом, и завершил свое яркое выступление, прочитав выразительно и четко ее стихотворение.

Научный редактор сборника, один из его авторов, профессор Валерий Дымшиц отметил, что интерес Елены Коровай к жизни бухарских евреев обозначен и тем, что она увидела в красильщиках тоже художников, которые творили краски и смогли создать ткани, шелка, из которых шили наряды.

– Я думаю, что идея о проведении в Москве выставки работ Коровай и других русских художников, чьи работы посвящены бухарским евреям, надо будет дополнить экспозицией работ художников – бухарских евреев, которые имеются в музеях Ташкента, Самарканда, Москвы, Израиля, а также частных коллекция. И я обращаюсь к работникам Еврейского музея и центра толерантности обязательно провести здесь такого рода выставку.

Трогательным было выступление Ирины (Шахсанем) Бабаназаровой, кандидата исторических наук, сестры Мариники Бабаназаровой, которая лично знала Елену Коровай и ее дочь Ирину.

– Ирина Георгиевна поделилась со мной, что мама всегда ждала слова благодарности от бухарских евреев, но так и не дождалась их до конца свое жизни. И то, что сегодня, благодаря усилиям и стараниям Рафаэля Некталова, мы сегодня видим: книга о творчестве Елены Людвиговны, ее презентация в Еврейском музее и центре толерантности, свидетельство того, что и в 21 веке не угаснет интерес к ее творчеству.

Доктор исторических наук, лауреат премии фонда им. Ицхак Мавашева Татьяна Емельяненко в своем выступлении подчеркнула, что появлении книги о бухарских евреях в русской культуре, стало новым шагом в истории бухарских евреев в осознании своей культуры и ее изучения.

–  Бухарскими евреями в последние десятилетия издано немало исследований, книг по истории, культуре, искусству, литературе бухарских евреев. Выпускаются регулярно собственные газеты, журналы, действуют Музей наследия бухарских евреев, иешивы. Мне дорог этот этнос своим трепетным отношением к своей истории и культуре, желанием и умением сохранить и передать последующим поколениям свои накопленные знания и опыт. Но сегодня мы стали свидетелями нового подхода, когда автор-составитель Рафаэль Некталов, один из представителей своего народа, инициирует создание принципиально нового исследования, представляя страницы сборника специалистам из России, Узбекистана, Канады, не бухарским евреям, для их осмысления и обобщения различных сторон жизни народа в контексте его связи с русскими художниками, писателями, фотографами. И я надеюсь, что эта линия с годами будет развиваться и принесет много полезного для исследования бухарских евреев.

На презентацию пришли также ученики Е.Г. Коровай  – Александр Прохоров и Виктор

Любимов. Они принесли маски, выполненные их наставницей, а также копию  статьи о ней  «Дика и  ее коты» из журнала «Между кошкой и собакой» (№115 за 2001 год), в которой повествуется о любви Елены Коровай к кошкам, ее отношения к животным, которых она любила, и ее обожали дети:  она была озорной придумщицей  всяческих игр и шарады, которые с увлечением принимали и взрослые.

Завершая презентацию, Тигран Мкртычев сказал, что это первый шаг к осуществлению второго и третьего этапа работ по изучению и популяризации творчества Елены Коровай и ее современников.

–  Мы намерены вместе с Фондом Ицхака Мавашева, Всемирным конгрессом бухарских евреев, Конгрессом бухарских евреев США и Канады организовать выставки работ Елены Коровай, Юлии Разумовской, Петра Котова, Реувена Мазеля в музеях Москвы, Вены, Тель-Авива, Нью-Йорка и Торонто.

Рафаэль Некталов дополнил, что Давид Мавашев – президент фонда им. Ицхака Мавашева, намерен перевести книгу на английский язык, чтобы она была доступной широкой американской аудитории, ставшими англоязычными бухарскими евреями страны.

Президент Конгресса  бухарских евреев России и СНГ Якуб Левиев пришел на презентацию вместе с членами общины, и дал высокую оценку происходящему событию, которое назвал историческим.

Журналист и поэт Джони Сафарзода, один из лидеров  таджикской общины столицы, сказал, что рада видеть своих земляков, ныне проживающих в США, России и Израиле, которые несут по миру  искусство и культуру народов Средней Азии.

– То, что я увидел на экране, в приветствии Давида Мавашева поразило меня тем, с какой любовью и уважением он отзывается о Шашмакоме, как много они делают для того, чтобы популяризировать родной язык и музыкальное наследие в США, – сказал он. –

Я взял книгу «Фольклор ва ёддештхо», и смог прочесть интересные страницы из жизни евреев Бухары и Таджикистана. Мы надеемся на тесное сотрудничество

В своем интервью СМИ, Леви Авнерович Левиев подчеркнул, что поддерживает проведение подобного рода проектов в России, где сейчас активно развивается еврейская культура, живет небольшая бухарско-еврейская община.