“Балак”

Сказано в нашей недельной главе, что когда Бильам собирался в путь, для того, чтобы проклясть народ Израиля, он встал с утра пораньше и сам запряг свою ослицу. Известно, что Бильам был очень важным человеком и его сопровождали важные министры из Моава. Почему же он должен был сам запрягать ослицу? РАШИ объясняет это так: Бильам горел ненавистью к евреям и так хотел их проклясть, что лично ринулся запрягать свою ослицу, нарушив этим все требуемые его статусу нормы поведения! Но это ему не помогло! РАШИ продолжает объяснять, что Всевышний сказал ему: «Злодей! Ты опоздал в своей прыти! Праотец Авраам первый запряг своего осла, как сказано в рассказе о жертвоприношении Ицхака: „И встал Авраам утром и запряг осла своего“».

Этот поступок Авраама был противовес поступку Бильама так как Авраам сделал то же самое, но только для того, чтобы исполнить заповедь Всевышнего! И этот поступок Авраама спас народ Израиля от проклятий. Чего же хотел добиться Бильам своей огромной ненавистью? Он ведь прекрасно знал, что Всевышний не допустит проклятий в адрес евреев. Всевышний уже до этого сообщил Бильаму, что тот будет делать и говорить только то, что разрешит ему Всевышний. Но Бильам надеялся, что может быть ему удастся оговорить евреев и таким образом Всевышний перестанет их любить. Бильам знал «Высшие мира» и надеялся использовать эти знания для наведения наговора, так как знал, что обычным путём он не сможет ничего сделать с евреями. Бильам как бы говорил своими действиями: «Да! Народ Израиля любим Всевышним! Но евреи очень сильно согрешили несколько раз. И поэтому Всевышний должен в наказание за это прекратить относиться к евреям с милосердием».

Эти мысли Бильама были результатом его огромной ненависти к евреям. Но Всевышний сказал ему в ответ: «Авраам тебя опередил!» То есть, в любом случае этот народ достоин благословения в заслугу поступка Авраама, который сам запряг осла, пренебрегая при этом своим уважаемым положением и наличием слуг. Он сделал это для того, чтобы исполнить поскорей заповедь Всевышнего, хотя она была для него особо тяжкой для исполнения (жертвоприношение собственного сына — Ицхака). Только за одно это потомки Авраама достойны благословения! Глава «Балак» символизирует собой превращение проклятий в благословение, как сказано: «И превратит Всевышний Б-г твой проклятия в благословение, потому что любит тебя Всевышний Б-г твой»! Так же как и у Бильама его ненависть перевернула всё обычное положение вещей и опустила его до уровня «запрягающего осла», также и превращение проклятья в благословение происходит путём перестановки в обычном течении вещей. Недостаточно только того, что Всевышний любит евреев — у евреев должна быть такая любовь ко Всевышнему, которая выше разума и понимания! Такая любовь подталкивает еврея к исполнению Его заповедей на уровне, который выше нашего разума и понимания, с безграничным самопожертвованием! Любовь эта должна такой огромной и такой сильной, что в её силах будет превратить зло в добро. Когда еврей связан со Всевышним такой связью, то он пробуждает во Всевышнем взаимное чувство и тогда Всевышний превращает проклятье в благословение: «Потому что любит тебя Всевышний Б-г твой!»