Эта тема обсуждается в недельной главе Торы «Хукат». Глава «Хукат» рассказывает о заповеди, которая выглядит очень странно. Я использую слово «странно», потому что у заповеди о красной корове имеются некоторые детали, непохожие ни на одну заповедь в Торе. Заповедь о красной корове полностью непонятна человеческому разуму. Ее невозможно объяснить логически. И несмотря на это, Тора описывает точный порядок действий, который человек должен проделать, если он желает избавиться от нечистоты, с которой он соединился в результате прикосновения к трупу человека.
Предположим, что человек, живший в период, когда был Храм, вернулся в свой шатер, и вдруг кто-то в его шатре умер. Человек, находившийся во время кончины в шатре «заражался» самым тяжелым видом ритуальной нечистоты под названием «нечистота мертвого». Для того, чтобы человек смог снова очиститься, он должен был пройти недельный процесс очищения, в течение которого он не мог посещать Храм, приносить жертвы и дотрагиваться до ритуально чистых вещей, например, еды, приготовленной в чистоте и т.д. Все эти законы касались периода Храма, а не наших дней. Сейчас только коэны соблюдают некоторые заповеди ритуальной чистоты. Процесс очищения включал в себя опрыскивание водой, взятой из ручья, смешанной с пеплом красной коровы, которая была сожжена особенным образом, и с еще несколькими компонентами.
Этот процесс непонятен нашему разуму. И несмотря на это, Тора говорит: «Это закон Торы», нравится нам это или нет. Если вам этот закон не нравится, вы можете оставаться ритуально нечистым. В принципе, вы не нарушаете законов Торы, если вы остаетесь нечистым на более долгий срок. Если человек захочет остаться ритуально нечистым до конца своих дней — пожалуйста. Однако, пока он не очистился, он не может делать следующие вещи: он не может посещать Храм, приносить жертвоприношения и дотрагиваться да еды, приготовленной в чистоте.
За человеком остается право выйти из этого состояния, но для этого нужно пройти весь процесс очищения. Еще одна необычная деталь: со дня дарования Торы и до нынешнего дня нашлось только девять полностью красных коров — без хотя бы двух черных волосков, что полностью делало их непригодными быть красной коровой. Написано, что десятая красная корова обнаружится, когда придет Мошиах. И тогда из ее пепла приготовят воду и омоют ею нас всех, потому что мы все, хотим мы или нет, нечисты нечистотой мертвого.
Если вы хотя бы раз были на похоронах, в больнице или на кладбище в течение вашей жизни, то вы «заразились» этим видом нечистоты. Из-за того, что у нас нет сегодня Храма, для нас это неактуально. Однако когда придет Мошиах, нам придется пройти этот процесс. Интересно, что те коаним, принимавшие участие в приготовлении пепла красной коровы (чтобы помочь другим евреям стать снова чистыми), сами становились нечистыми. Тора говорит, что секрет красной коровы состоит в том, что она очищает нечистых и заражает нечистотой чистых. Как может одна и та же вещь очищать одного человека, и делать нечистым другого? Это противоречие невозможно понять, и несмотря ни на что — «это закон Торы».
Красная корова и приход Мошиаха
В нашей недельной главе описывается красная корова, пепел которой использовался для ритуального очищения тех, кто соприкоснулся с умершим. РАМБАМ, заключая этот закон в своём труде «Мишне Тора», приводит всю историю красной коровы и пишет следующее: «С момента этой заповеди было всего 9 коров. Первую принес Моше, вторую принес Эзра. После Эзры и до разрушения второго Храма было принесено ещё 7 коров. Всего 9. А десятую корову принесет Король Мошиах, да будет угодно Всевышнему чтобы это случилось как можно скорее. амейн!»
Эти слова РАМБАМа немного странны и вот по какой причине: книга РАМБАМа «Мишне Тора» это законодательный труд, а не книга молитв и пожеланий. Известно также, что каждое слово в этом труде РАМБАМ продумывал и выверял много раз, прежде чем написать его. Каким образом в книге законов нашлось место словам пожелания «Дай Б-г, чтобы Мошиах скорее пришёл, амейн?» Можно было бы подумать, что РАМБАМ хочет научить нас тому, что необходимо молиться о приходе Мошиаха. Но этого объяснения недостаточно хотя бы потому, что если он хотел объяснить важность такой молитвы, то это можно было сделать в том месте, где описываются законы Мошиаха, а не в месте, где Мошиах упоминается как бы между прочим.
Объяснение того, что эти слова упоминаются именно здесь, состоит в том, что РАМБАМ действительно хочет внушить нам важность молитвы о приходе Мошиаха! И даже если Геула — Освобождение — упоминается только вскользь, одно только это слово «Геула» должно вызвать у еврея огромное чувство и желание тут же начать просить Всевышнего о скорейшем приходе Мошиаха! О вере в приход Мошиаха РАМБАМ пишет так: «Тот, кто не верит в Мошиаха и не ожидает его прихода — такой еврей отрицает Тору и величие Моше». В свете этого понятно, что недостаточно просто верить в приход Мошиаха! Наша обязанность ежедневно надеяться и ожидать Его прихода! Если человек верит в приход Мошиаха, но не ожидает этого прихода, у него есть сомнения в вере. Так как вера в приход Мошиаха — это постоянная обязанность каждого, то и ожидание его прихода в любой момент также является постоянной обязанностью каждого.
Мы молимся трижды в день: «На Твоё избавление надеемся мы ежедневно». То есть мы ожидаем Освобождения каждую минуту каждого дня! Это ощущение желания и ожидания Освобождения имеет свою основу в том, что еврей понимает, что на самом деле значит для нас это Освобождение! Мы знаем, что без прихода Мошиаха нам никогда не достичь совершенства, и пока не наступило Освобождение, все живут с ощущением того, что нам чего-то постоянно не хватает. И поэтому у еврея так сильно развито желание, чтобы это уже наступило! Этому нас и учит РАМБАМ в законах о красной корове. Когда еврей ждёт прихода Мошиаха как следует, он постоянно об этом помнит. И даже только упомянув об Освобождении вскользь у такого еврея сразу же просыпается жажда скорее всё это увидеть и прочувствовать; его уста только при одном упоминании о Мошиахе сразу произносят: «Да будет угодно Г-споду, чтобы это случилось поскорее, Амейн!»
Рав Даниэль Булочник