Еврейское мировоззрение, базирующееся на вере в бессмертие души и жизни в будущем мире, видит в смерти не более чем переход от жизни в материальном мире к жизни в мире духовном, мире абсолютного добра. Образ жизни религиозных евреев основан на определённых представлениях о Боге и о месте человека в обществе. ” И вернётся прах в землю, как изначала, а дух вернётся к Богу, который его дал!”
По законам иудаизма евреи справляют поминки в 7 и в 30 дней, а также 1-ю годовщину. Обязательная часть поминок: миньян, минха, арвит, кадиш, ашкава, свечи. Произвольная часть поминок: сеудат аврат шивъа ямим, 30 ямим вэ шана ҳаришона. Многие общины евреев даже и не проводят эту трапезу вообще. Но бухарские евреи приняли это мероприятие, как обычай и один из устоев общины.
Вот здесь и начинается проблема в общине. Имея, прекрасных, дипломированных раввинов, бухарские евреи приглашают на поминки ведущих непрофессионалов, которые не всегда достойно, как хороший рав, способны провести поминки, к слову, и не только поминки. Имеется ввиду, к примеру, обрезание, проведение поминок, мезуза, похоронные услуги и т.д. и т.п. Сегодня же, все дельцы этого “фронта”, не имея никакого образования и звания раввина, бойко называют цены за свои услуги. “Меньше 500, 600, 700 шекелей я не беру за проведение поминок”- требуют они. И им послушно выплачивают. Я, как общественный деятель общины, часто встречаюсь с нашими раввинами, которые очень возмущаются поведением этих дельцов, некоторые из которых самовольно объявляют всем, что они – ” раввины”!
Не могу молчать! Обязан напомнить всем о том, что законы Торы категорически запрещают называть определённые тарифы представителям духовенства за их услуги. А приглашение настоящего раввина – это честь и авторитет для всей общины, это и урок Торы, и правильное толкование глав Торы, и чёткое ведение поминок по законам иудаизма и т.п. Кстати, даже раввины не имеют никакого морального и материального права изымать определённые большие суммы за свои услуги. Перед законами Торы все едины!
Это тоже самое, как в синагоге: покупать браху, произносить браху на Тору, давать цдаку и т.п. – всё по своим материальным возможностям и желанию, а не по требованию кого-либо. Хотя, обязан напомнить, что при покупке брахот в синагоге, мы обязательно получаем от раввина документ – кабалу.
В связи с изложенным выше хочу заметить. Не так давно в нашей общине произошло историческое событие. При поддержке Всемирного Конгресса бухарских евреев, двух главных раввинов Израиля, рава Давида Лау и рава Ицхака Йосефа был избран новый главный раввин общины, рав Бен Цион Рабин а-Коэн. Обновилось руководство объединения раввинов. Это те люди, к которым стоит и нужно обращаться чтобы ваши поминки прошли по законам иудаизма.
Будьте благоразумны и благословенны, дорогие друзья!
Рафаэль Бангиев,
Общественный деятель Израиля, член союза писателей Израиля