Еврейский народ живет сейчас в непростые дни. На иврите этот период мы называем бейн а-мецарим, что на русский язык можно перевести как в теснинах.
Так в каких теснинах мы находимся? Каждый верующий еврей знает ответ на этот вопрос. Именно в этот период, с 17-го дня месяца тамуз до 9-го дня месяца ав мы оплакиваем разрушение наших первого и второго Храмов.
Наши мудрецы много говорили о причинах разрушения Храмов. Всем нам известна история о Бар Камце, который по ошибке пришел на свадьбу к своему недругу и был с позором изгнан оттуда. Среди гостей не нашлось ни одного человека, который бы выступил в защиту Бар Камцы.
Дальше история известна, обиженный нанес увечья жертвенному быку, который прислал в храм кесарь. Не принять быка – это значило нанести оскорбление кесарю. Но раби Зехария бен Авкулас тогда сказал: «Если мы из-за угрозы жизни евреев, принесем в жертву животное с увечьями, то это приведет к еще худшим последствия». Жертва с недостатками принята не была, оскорбленный кесарь послал войска в Иерусалим и Храм был разрушен.
Почему я напоминаю эту историю? Дело в том, что она раскрывает глубокий смысл главного постулата Торы, который мы знаем все. Звучит он так:» Возлюби ближнего, как самого себя». В самом деле, если бы участники свадьбы не позволили обидеть ближнего, если бы Бар Камца подумал бы о своих ближних, история еврейского народа могла бы стать совсем не такой, какой мы ее знаем сегодня.
Именно отсутствие любви к ближнему, уверены наши мудрецы, и стало причиной бед, постигших еврейский народ. Все остальные трагические события, включая историю с Бар Камцой – следствие отсутствия такой любви.
Мы должны понять, что и в разрушении Храмов был заложен важный духовный смысл. В Храмах стояли жертвенники, на которых наши предки приносили жертву Вс-вышнему. Но что такое жертва? Это не только материальное приношение. Это отказ от своих желаний и похотей, чтобы жить по законам Торы и любить ближнего, как самого себя.
И не случайно сегодня мы говорим, что, выполняя заповедь любви к ближнему своему, мы приближаем возникновение третьего храма и приход Машиаха. Только при этом нужно понимать, что любовь к ближнему выражается разными способами. Это не только помощь деньгами, пожертвования или работа на благо общины. Это взаимопомощь и добрые отношения между братьями и сестрами, между супругами, соседями и близкими друзьями.
Любите своих ближних, помогайте им в силу своих возможностей. И, поверьте, даже самые простые добрые дела помогут нам приблизить наш третий Храм.