Экев

                                                                                                                                                                                                                

Одна из заповедей, о которой говорится в главе Торы «Экев» — это заповедь о мезузе. «И напишите эти слова на косяках дома своего и на воротах своих». Говорится, что награда за выполнение этой заповеди — долгая жизнь самому человеку и его детям. Но это не единственная заповедь, за выполнение которой обещается такая награда; есть и другие заповеди. Однако, только про мезузу говорится, что она охраняет наши дома. Это не награда за выполнение заповеди; это то, что делает мезуза.

 Ребе рассматривает вопрос: почему за заповеди нам полагается определенная награда? Не должны ли мы выполнять заповеди ради Всевышнего? Ребе приводит объяснение РАМБАМа, что выполнение заповедей ради Всевышнего — это очень высокий уровень, уровень праотца Авраама, и доступен он очень немногим. Выполнение заповедей же за награду — это уже нам доступнее, это то, что мы можем делать, и поэтому Тора обещает нам награду за выполнение заповедей. Однако, мы не должны забывать, что наша цель — достичь этого высокого уровня. Даже если мы думаем о том, что мы получим такую-то и такую-то награду, в первую очередь мы должны думать о Всевышнем. Однако это не так при выполнении заповеди о мезузе. Мезуза охраняет нас, и для этого мы ее укрепляем.

А как же в Талмуде говорится, что, когда мы выполняем заповедь о мезузе, нельзя думать о том, что мезуза будет охранять? Имеется ввиду, что в первую очередь надо думать о том, что мы выполняем заповедь ради Всевышнего, но при этом можно думать о том, что мезуза будет нас охранять. Но тот, кто не думал о Всевышнем при выполнении этой заповеди, тоже выполнил ее, просто не в совершенстве. Откуда берет мезуза свою способность охранять?

Давным-давно, когда люди еще путешествовали в основном пешком, они в руке обычно держали посох. В посохе они делали углубление, в которое вставляли… мезузу! Так они шли, опираясь на посох, в котором была вставлена мезуза. У нас возникает вопрос: в Торе ясно написано, что еврей выполняет заповедь, когда он прикрепляет мезузу к косяку двери. Положить мезузу в посох — этим он не выполнял заповедь, а значит, мезуза его не охраняла? Ответ на этот вопорос: нет, мезуза охраняет даже если она не прикреплена к двери. Прикрепить к косяку — это выполнение заповеди. Но мезуза охраняет даже если ты ею не выполняешь заповедь, а просто держишь при себе. (Нельзя подумать, что мы теперь можем не вешать мезузу. Мы обязаны выполнить заповедь.)

 Есть такая история: однажды рабби Йеуда а-Наси послал мезузу нееврею, которого преследовали черти. И когда этот нееврей принял мезузу от рабби Йеуда а-Наси, черти убежали, перестали его преследовать. На первый взгляд, непонятно: как могла мезуза, святой предмет для евреев, которым надо выполнять определенную заповедь, могла охранить нееврея, который не мог выполнить ею никакую заповедь? Ответ такой, что способность мезузы охранять происходит от того, что когда ее пишут, сойфер произносит слова «ради заповеди», т.е., что он пишет эту мезузу ради заповеди. Тем, что он произносит эти слова, он уже соединяет мезузу с заповедью о мезузе, и этим дает ей силу охранять даже до того, как с ее помощью выполнили заповедь. Поэтому даже до того, как эту мезузу прикрепили к косяку, она уже имеет силу охранять до такой степени, что она может охранять и нееврея, который не сможет ее прикрепить вообще.

Ребе приводит еще один рассказ: когда Ребе РАЯЦ находился в заключении, он себе заранее сказал, что он не будет обращать на своих мучителей никакого внимания и не будет подчиняться правилам того места, в котором оказался. Соответственно этому он себя и вел. Время от времени его пытались запугать и говорили: «Ты знаешь, где ты находишься?» На что Ребе РАЯЦ отвечал: «Да. В доме, на двери которого нельзя повесить мезузу, как, например, конюшня или туалет». Такой ответ наводил страх и вводил в бешенство евсеков. Ребе задает вопрос в связи с этим рассказом: почему Ребе РАЯЦ ответил так? Если он взял себе за правило не обращать на своих мучителей никакого внимания, то он мог бы ответить, что Всевышний находится везде, и здесь Он также присутствует, и все находится в Его власти. Зачем надо было отвечать так жестко? Ответ заключается в том, что тем, что Ребе РАЯЦ упомянул мезузу, он тем самым притянул к себе ту защиту, которую дала бы ему мезуза, если бы он имел ее ссобой.

Изучение законов о заповеди во многих случаях приравнивается к выполнению этой заповеди (поэтому в начале утренней молитвы мы читаем описание о жертвоприношениях и тем самым нам защитывается как будто мы их принесли). Тем, что Ребе РАЯЦ упомянул закон о том, что есть помещения, на двери которых мезуза не укрепляется, он как бы выполнил заповедь о мезузе.                                                                                                                                              

Из этой истории мы можем выучить, насколько важно выполнять заповедь о мезузе со всей строгостью. Особенно сейчас, во времена прихода Мошиаха, нужно иметь самые кошерные мезузы. Дело в том, что сейчас сатана ухитряется из последних сил, чтобы навредить евреям, и поэтому кошерные мезузы на домах евреях охраняют и живущих в этих домах и всех евреев везде где-бы они ни были. И, подчеркивает Ребе, не только мужчины, но и женщины должны заботиться о том, чтобы на дверях их домов были укреплены кошерные мезузы.Мезуза – не мороженное, ее не стоит покупать в магазине. Ее покупают у своего раввина или у человека на которого ты можешь положиться. «И чтобы Всевышний охранял тебя, когда ты уходишь, и когда возвращаешься, с этого момента, и навсегда».

                                Мезуза защищает от стихийных бедствий 

Доктор Яков Орлин – уроженец Америки. До недавнего прошлого он жил и работал в Калифорнии. Как-то раз он посетил одного известного писца (софера) СТаМ (Свитков Торы, тфилин и мезузот) в Бней Браке (в Израиле) и заказал три роскошные мезузы. Доктор Орлин сказал соферу (писцу), что ему было необходимо поехать в Америку по поводу определённого дела, и что он собирался подарить эти мезузы своим трём бывшим коллегам из Калифорнии. Как только он приехал в Америку, он первым делом поехал навестить своих бывших коллег и поболтать о прошлых временах.

Они все жили на одной и той же улице, и поэтому ему было очень удобно навестить каждого из них. Все трое были очень  рады его снова увидеть, но реакция на получение мезузы в подарок была у каждого из них  разная. Первый доктор, Джэк, буквально ужаснулся, когда  развернул подарочную обёртку и понял, что он держит в руках. “О, большое тебе спасибо” сказал Джэк после того, как он пришёл в себя от первого шока. “Мезуза! Как оригинально! Дааа…Что ж, я пожалуй буду её хранить вот здесь, в выдвижном ящике стола… Кто знает, может быть она когда-нибудь пригодится для закладки…” Доктор Орлин был поражён: “Для закладки?” изумился он, “Да что ты плетёшь, Джэк? Ополоумел ты, что ли? Это же мезуза! Нам предписано прикрепить её на косяке двери. На входной двери, например”. “Что? На входной двери???” также изумился Джэк. “Шутишь, что ли? Ведь тогда все будут знать, что я еврей! Нет, нет, это совершенно исключено. Однако, всё-таки, большое тебе спасибо. Очень красивый подарок”. 

Доктор Орлин попрощался и побрёл к следующему дому, недалеко от дома Джэка. Второго коллегу доктора Орлина звали Стивеном. Его реакция на этот особенный подарок из Страны Израиля была менее резкой. “У! Мезуза! Как приятно!” сказал Стивен, после того, как развернул обёртку. “Именно то, что мне всегда хотелось иметь!” И с этими словами Стивен положил мезузу в выдвижной  ящик своего стола.  “А знаешь, ” деликатно заметил доктор Орлин, “Мезузу-то необходимо прикрепить к косяку двери… Между прочим, этот медный футляр как раз очень подходит к цвету дерева твоей входной двери…” Но Стивен не был восхищён. Он согласился повесить мезузу на двери одной из комнат своего дома. Но он сказал, что он никаким образом не может вообразить себя прикрепляющим её на входной двери.

После двух неудач доктор Орлин сделал третью попытку, отправившись в дом своего третьего друга, который жил недалеко от Стивена. Третий доктор, доктор Михаэль, развернул подарок и  разволновался. Он был чрезвычайно рад. Он поцеловал мезузу и любовно погладил футляр Он был в восторге от того, что подарок прибыл из еврейской Родины. Сам, без просьбы доктора Орлина, доктор Михаэль встал, попросил сказать, какое благословение надо произнести, а затем прикрепил мезузу к косяку входной двери. Вернувшись домой в Израиль, доктор Орлин узнал об ужасном землетрясении, постигшим Калифорнию  через несколько дней после его отъезда. Множество домов были сильно повреждены, а некоторые были совершенно разрушены. Доктору  Орлину  не терпелось узнать, каково положение трёх его коллег. Когда он позвонил им, он был изумлён тем, что он услышал. Мощные ветры совершенно снесли дом Джэка. Только фундамент остался от разрушенного дома. Дом Стивена потерпел огромный ущерб, за исключением той комнаты, на двери которой был прикреплена мезуза. Ну а дом доктора Михаэля остался целым и невредимым, хотя он находился на той же улице, где находились дома его коллег.                                                                                                                       

В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что раби Йегуда Ганаси получил однажды очень ценный подарок от могущественного иноземного царя. В качестве ответного подарка раби Йегуда послал… «мезузу». Это вызвало чрезвычайное неудовольствие царя: «Как?! Я послал ему такой дорогой подарок, а он ответил мне мелочью, стоимость которой даже сравниться не может с ценностью моего подарка! Не иначе как он пренебрегает и мною, и элементарной вежливостью! Узнав об этом, раби Йегуда ответил: «Ты мне послал подарок, который я вынужден буду постоянно охранять, а я послал тебе подарок, который сам будет охранять тебя всю жизнь…»