К празднику Пятнадцатого ава

Пятнадцатое ава иногда в шутку называют еврейским Днем всех влюбленных. Отчасти это верно: Пятнадцатое ава несет в себе много смыслов, и согласно одному из них – это день сватовства. Когда-то в этот день еврейские девушки в белоснежных целомудренных платьях водили хороводы в виноградниках, а еврейские юноши выбирали себе невест. Но сегодня эта романтическая традиция (которая, кстати, плохо согласуется с современными представлениями о традиционном сватовстве) осталась давно в прошлом. Тем более что в наше время поиском невесты/жениха заняты, как правило, родители молодых людей и профессиональные сваты (шадханим), и не один день в году, а все время. Да, собственно, и речь идет о совсем другой “любви”.

Как известно, праздничный характер Пятнадцатого ава связан большей частью с… трагическими событиями поста Девятого ава. Радость Пятнадцатого ава является следствием того, что в этот день прекратились все несчастья, связанные трагической датой – Девятым ава. В том числе это касается главной трагедии – разрушения Первого и Второго Храмов. Но ведь, с другой стороны, конец несчастий еще не повод для радости. Так о какой такой “любви” идет речь в день Пятнадцатого ава?

Оказывается – о любви Всевышнего к Своему народу, как сказано: “Ибо народ святой ты у Г-спода, Б-га твоего, – тебя избрал Г-сподь, Б-г твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли” (Дварим, 7:6). И ответной любви еврейского народа к Творцу, о которой сказано: “И возлюби Г-спода, Б-га твоего, все сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими” (Дварим, 6:5). Но эта всепоглощающая любовь к Б-гу находит свое проявление в более понятных и доступных для нас земных формах: в изучении Торы и исполнении заповедей.

И прежде всего это связано с заповедью любви к ближнему. Имеется в виду любовь к другому еврею (аѓават Исраэль), которая объединяет еврейский народ. Ведь Второй Храм, как известно, был разрушен из-за беспричинной ненависти между евреями (синъат хинам), которая разобщала наш народ. Поэтому, чтобы исправить ситуацию, необходимо обратное действие: ответная, немотивированная любовь, объединяющая наш народ. И тогда придет Машиах, который построит Третий Храм, а Всевышний устроит большой “хоровод для праведников”.