Еврейские кладбища Средней Азии

     Вышла в свет книга Маркиэла Фазылова и Ханы Даниэловой «Еврейские кладбища Средней Азии». Это замечательное событие в общине бухарских евреев. В ней обобщены сведения об истории евреев в городах Средней Азии, приводятся данные о еврейских кладбищах (возраст, площадь, количество могил), а также фотографии общего вида каждого кладбища.

     Как известно, судьба большинства кладбищ в мире – постепенное исчезновение. И потому книга очень важна и своевременна в качестве документа, подтверждающего наличие еврейских кладбищ на данный момент. Авторы описали 35 еврейских кладбищ, расположенных в городах Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана. Книга представляет большой интерес также для исследователей и любителей истории.

     Представляем читателям вступительную статью из книги.

     «История еврейских кладбищ Средней Азии не исследована. Существуют различные версии, легенды и предания о появлении еврейских кладбищ в разных городах, но они часто не согласуются с историческими фактами.

     Наиболее древними еврейскими кладбищами, сохранившимися в городах Средней Азии, считаются кладбища в Шахрисабзе, Бухаре и Самарканде. Судя по надписям на могильных камнях, возраст этих кладбищ примерно 250-300 лет. Еврейскому кладбищу Шахрисабза примерно 300 лет. Здесь старые могилы оказались под слоем земли, которая позже была покрыта бетоном. Теперь поиск древних могил стал практически невозможным. В Бухаре возраст старых обнаруженных захоронений не более чем 250 лет. По утверждению старожилов, на кладбище была могила 800-летней давности, но она не сохранилась. Наиболее старые из найденных могильных камней на еврейском кладбище Самарканда датируются началом 19 века. В Кармина, Каттакургане, Пайшанбе, Хатырчи самые старые захоронения относится ко второй половине 19 века.

       Эти факты вызывают много вопросов. Почему на еврейских кладбищах нет древних могил? Вполне возможно, что на кладбищах старые могильные камни не сохранились или не всегда в прошлом устанавливались. Можно также предположить, что древние кладбища не сохранились. По мнению проф. М. Абрамова, прежнее еврейское кладбище Самарканда существовало в районе мавзолея пророка Даниэла («Ходжа Дониёр макбараси») или предположительно у памятника «Хазрати Хизр», которого евреи считали «местом, куда ступила нога пророка Ильяу».

     Интересно отметить, что в нескольких городах Средней Азии еврейские кладбища находятся рядом с мусульманскими. И это не случайно. Первые еврейские поселенцы в новых местах, не имея собственной территории для кладбищ, пользовались услугами мусульман, которые предоставляли землю за чертой своего кладбища. Так, например, изначально еврейское кладбище Кармина находилось за крепостной стеной, где хоронили мусульман, а рядом имелся небольшой участок для евреев. Нынешнее еврейское кладбище Самарканда также находится рядом с мусульманским: около комплекса «Шохи Зинда».

     И еще важно подчеркнуть, что после захвата царской Россией в Средней Азии появились христианские кладбища, а рядом – кладбища ашкеназских евреев. В 1880-е годы ашкеназское кладбище было создано в Ташкенте и Самарканде. В других городах Узбекистана и Таджикистана отдельных кладбищ у европейских евреев нет, они использовали кладбища бухарских евреев.

     Некоторые кладбища закрывались при расширении городов. При Советской власти кладбища сносили под предлогом борьбы с антисанитарией, а новые участки земли выделяли далеко за пределами города. Исключением является еврейское кладбище в Бухаре, оказавшееся в центре города.

     Вспомним судьбу могилы святого рабби Нахмана (1772-1810) в Умани (Украина). До 1920 года могила этого праведника была местом паломничества бреславских хасидов. В советское время еврейское кладбище оказалось под многоэтажными домами. Только в 1991 году хасиды всего мира выкупили эти дома и снесли их. С 1997 года могила рабби Нахмана вновь стала местом паломничества десятков тысяч евреев из разных стран.

     Весьма интересна история кладбища на Масличной горе в Иерусалиме. В конце 19 – начале 20 веков там было похоронено несколько сот бухарских евреев. До Шестидневной войны 1967 года территория, на которой находилось кладбище, была под властью Иорданского королевства. Кладбище подверглось уничтожению: на её территории палестинцы возвели хозяйственные строения и протянули дорогу из Иерихона в Иерусалим. Долгое время кладбище было бесхозным. Лишь в 2003 году мэрия Иерусалима установила там охрану. В 2009 году Конгресс бухарских евреев во главе с Леви Леваевым выделил средства на реконструкцию кладбища и перезахоронение останков могил. К настоящему моменту значительная часть разрушенных могил на участке бухарских евреев восстановлена. В ходе благоустройства кладбища обнаружены десятки могил с именами известных купцов и раввинов конца 19 – начала 20 веков – основателей замечательного квартала бухарских евреев в Иерусалиме.

     Самое большое еврейское кладбище в Средней Азии – в Самарканде. Его площадь примерно 12 гектаров, здесь около 10 тысяч могил. Наиболее старый из найденных могильных камней на кладбище датируется 1826 годом. Очевидно, что имеются более старые захоронения, но могильные камни на них не сохранились, а на многих старых камнях надписи еврейскими буквами стерлись.             

В начале 20 века здесь построено помещение для ритуальной службы – «Хонако». По семейному преданию, купец Матат бен Пинхас Муллокандов в жаркий солнечный день во время похорон своего брата Якуба призвал всех присутствовавших собрать деньги на строительство закрытого помещения для чтения молитв перед захоронением усопшего. В 1905 году красивое здание «Хонако» было завершено. Его спроектировал Давид бен Авраам по прозвищу Хамоми (хаммам с арабского – баня). Это прозвище досталось многим Абрамовым, являющимися потомками Исаака (Инояти чала), построившего в 1827 году баню в еврейском квартале.

            Сохранилась мраморная плита, установленная у входа «Хонако». На мраморе выбит текст еврейскими буквами (перевод с иврита):

«Вечная память деятелям, внесшим вклад на нужды общины.        

Первый из них – глава еврейской общины Моше Калонтар.

Второй – мулло Авраам, сын Исаака Хамоми.

Третий – всегда делающий пожертвования живым и мертвым, завершивший ограждение кладбища – Усто Давид Хамоми. Благодаря его стараниям построен этот дом…

И четвертый, – который пошел по их стопам, – мулло Ари бен Яаков Мавашев.

Построен дом в 5665 году (1905 г.), надписал – Або Усто Ниязов.

Эту плиту установил Ходжи Меир Хамоми».

     Из текста вытекает, что «Хонако» построил Давид Хамоми – Абрамов. Он также завершил строительство ограждения кладбища, начатое Моше Калонтаром ещё в 1878 году. Кстати отметить, что Давид Абрамов в 1891 году построил синагогу «Гумбаз».

     После присоединения Самарканда к России (1868) в городе образовалось христианское кладбище, а рядом в 1880-е годы – кладбище ашкеназских евреев. На этом кладбище, площадью примерно 4 гектара, более 1000 захоронений. В Советский период многие ашкеназские евреи похоронены на кладбище бухарских евреев, поскольку оно более ухоженное и постоянно благоустраивается.

     Евреи Самарканда не оставляли без присмотра своё кладбище, особенно после массовой эмиграции. В 1997 году в Нью-Йорке был создан фонд «Самарканд». Его основатель раввин Имонуэль Шимонов более 20-ти лет являлся председателем фонда и вместе с земляками внёс огромный вклад в благоустройство кладбища. Территория кладбища разделена на 30 секторов, в каждом секторе могилы пронумерованы и занесены на карту. Были реставрированы более пяти тысяч могил. На кладбище много безымянных могил ашкеназских евреев – это эвакуированные во время войны (1941-1945 гг.) евреи, которые умерли от голода и болезней.

          В 1999 году создан сайт кладбища в интернете www.samarkandfund.orq с базой данных около восьми тысяч могил. В сайт не внесены старые могилы на иврите, где есть только имена (фамилии появились при царской России). В 2002 году сооружен мемориал в память о погибших на войне бухарских евреях. В 2005 году реконструировано здание Хонако. В том же году установлен памятник выдающему общественному деятелю Моше Калонтару. В 2019 году на кладбище построен большой красивый зал для приема гостей».

Маркиэл Фазылов