Слово о праведнице

На семнадцатый день месяца Элул (1 сентября 1996 года по гражданскому календарю) страшная весть летела из дома в дом, из города в город – весть о том, что мы потеряли поистине святого человека, большого друга и наставника бухарских женщин – рабанит Хану Левиеву. Так написала в своей книге «Следуем их путем» доктор психологии Фроза Пинхасова.  Эта книга, напечатанная в Бней Браке в 1997 году, и сразу же ставшая библиографической редкостью, дала возможность многим читателям познакомиться со светлым образом Ханы Левиевой, женщины, для которой смыслом жизни являлось оказание помощи и поддержки другим и высокая ответственность перед будущим нашей веры, нашей Торы и нашего народа. Газета «Менора» выражает благодарность Шимону Пулатову, предоставившему в распоряжение редакции книгу Фрозы Пинхасовой.

От автора книги

УВ жизни каждого человека бывают встречи, которые оставляют след в его душе на долгие-долгие годы. От одних – это рубец грусти и обиды, боли и печали, скорби и разочарований.  От других – свет добра, милосердия, человечности, отзывчивости, соучастия в твоей судьбе умение выслушать и понять тебя, прийти к тебе не помощь. Именно такой след в душе каждого, кто с ней общался, оставила дорогая гверет Хана Левиева, дорогая тетя Ханочка, как мы все ее ласково называли (пусть будет благословенна ее память).

В Ташкенте я много слышала о тете Ханочке от своей мамы – Зои Мордухаевой, да будет благословенна ее память, ведь они были близкими подругами. А вот встретиться и познакомиться с гверет Ханой довыелось здесь, в Израиле. Это было в начале 1992 года. По линии всеизраильского форума «Хазон Авнер» в Рамле нами был создан женский клуб женский клуб бухарских евреек – олим хадашим, положивший начало все1й системе подобных клубов, созданных в различных городах страны. Весной этого же года состоялась первая встреча женских клубов из тель Кабира и Рамле. В ожидании тель-авивских гостей мы готовились, обдумывая каждый номер хзудожественн6ой самодеятельности. И вот это день наступил. В сопровождении других женщин в зал вошла Хана Левиева, чьи обаяние и теплая добрая улыбка озарили весь наш клуб, после чего, ко всеобщему удивлению, просто куда-то исчезли скованность и насторожённость у большинства женщин. Это вошла, пока незнакомая для нас госпожа Хана Левиева.

Выступая, госпожа Хана говорила просто и доступно, без внешних эмоциональных воздействий. Но каждое ее слово, каждая ее мысль оседали в сердце слушающих, побуждали к размышлению и анализу собственных поступков. В конце встречи тетя Ханочка, узнав, чья я дочь, подошла ко мне, и положив свои добрые и ласковые руки мне на плечи, по-матерински стала говорить о том, что все олимовские трудности пройдут и обязательно наступит период радости, удачи и благополучия. Узнав, что вот уже несколько лет мамочки нет, тетя Ханочка обняла меня и ласково-ласково , словно родная мать успокаивает  родную дочь, стала гладить меня по голове. Это мгновение я буду помнить всю жизнь. Оно стало началом нашей большой дружбы и сотрудничества на последующие годы.

Для всех, кто имел счастье общения и знакомства с гверет Ханой Левиевой, она сейчас как маяк, как путеводная звезда познания иудаизма и сущности еврейских традиций.

Пусть будет благословенна светлая память дорогой и семи нами любимой рабанит Ханы Левиевой!

Святость, духовность и доброта

Мулло Авнер Левиев родился в городе Самарканд 10 Нисана 5688 года (1928-й год по гражданскому календарю) в семье Завулуна и Яэль Левиевых.

Гверет Хана таже родилась в городе Самарканд11 Ияра 5688 года и была самой младшей из семи детей Мани и Цвии Некталовых. 

Вероятно, волей Вс-вышнего им было суждено встретиться в городе, где они родились и пожениться. Это событие, положившее начало их молодой семьи, состоялось в 1948 году.

Соединились два человека, воспитанные на еврейских традициях и бесконечно преданные святой Торе. Поэтому когда со стороны советского правительства начались массовые репрессии духовенства, молодая семья в 1950 году была вынуждена переехать в Мирзачуль, так как отец мулло Авнера был равом в городе Самарканд.

Это был трудный период в жизни. И трудности были связаны не только с тем, что не было общения с друзьями, Родными и близкими, не только с бытовым неустройством, не только с отсуствием работы и заработка. Главная трудность для семьи была связана с соблюдением еврейских традиций. Но никакике сложности запреты, угрозы и гонения  не могут помешать еврею быть евреем, если он этого хочет, если огн к этому стремится.

Так было и в семье Левиевых. Здесь, также, как и всегда, еженедельно соблюдалась суббота, отмечались еврейские праздники, в этом доме никогда не ели некашерную еду. Если не быо возможности привезти из Самарканда кашерное мясо или птицу, готовили и ели вегетарианские обеды. Выполнялись все еврейские традиции, обряды и ритуалы, хотя все выполнялось скрыто и секретно. Так прошло три тяжелых года.

В 1953 году семья переезжает в город Ташкент. И здесь молодой Авнер Левиев решил выучиться на шохета-резника, соблюдающего законы кашрута, чтобы иметь право и возможность помогать людям, которые могут попасть в те условия, в которых жила его семья в Мирзачуле.  Он хотел помогать людям соблюдать еврейские традиции, одной из которых является кашерность еврейской кухни.

Вплоть до отъезда в Израиль семья Левиевых живет в Ташкенте и так же, как всегда, несмотря ни на какие запреты и угрозы, соблюдает заповеди Торы, воспитывая детей в духе преданности еврейству. Гверет Хана полностью посвятила себя семье и детям. Не случайно ни один из 8 детей не посещал детски й сад. – родители не хотели, чтобы дети нарушали заповедь кашрута и отошли от еврейских традиций.  

Репатриация в Израиль в 1971-м году не только явилась осуществлением давней мечты семьи Левиевых, но и дала возможность мулло Авнеру , уцже открыто и не таясь продолжать свою благотворительную деятельность, помогать людям в их стремлении приобщиться к религии к Торе. В 1986 году в городе Бней Брак мулло Авнер на свои средства построил трехэтажный бэйт кнессет, вмещающий около 150 человек.

Гверет Хана – продолжатель славных дел своего мужа

Как-то в одной из многочисленных личных бесед гверет Хана, улыбнувшись, сказала, что никогда раньше она даже не думала выступать с лекциями и беседами среди женщин или заниматься такой активной общественной деятельностью. И на мой вопрос: «Что же побудило вас к этому?», гверет Хана, задумавшись, с появившимися слезами на глазах ответила: «Об этом перед смертью просил меня мой муж». Затем, переведя дыхание, она рассказала, что ее муж – мулло Авнер Левиев, который всю свою жизнь отдал делу служения людям, незадолго до своей кончины стал просить жену продолжить все его дела. «Но ведь я же никогда не выступала перед людьми», – умоляла гверет Хана.

_ Ничего, научишься, ты умная, многое знаешь, а силы даст тебе Б-г для всех твоих добрых дел. – на эти слова любимого супруга жена ничего не смогла ответить. И наступил момент, когда гверет Хана села за письменный стол, как юная студентка, обложилась книгами с стала готовиться к первым лекциям. Она действительно знала очень много об истории еврейского народа. Священная Тора была ее настольной книгой, еврейством была пропитана каждая клеточка ее души. И, все же, чувствуя огромную ответственность перед памятью мужа, перед Людьми, гверет Хана часами готовилась к каждой лекции к каждой встрече с аудиторией.

Очень важно отметить, что во время своих выступлений гверет Хана не только рассказывала о том, что написано в книгах. Она, как древние толкователи Торы, помогала новым репатриантам понять сущность написанного, всей душой воспринят заповеди, данные нам Вс-вышним. Она помогала людям не только понять еврейство, но и быть евреями.  

Женские клубы бухарских евреев – олим хадашим, созданные во многих городах страны по линии всеизраильского форума «3Хазон» Авнер, являются поистине детищем гверет Ханы. Сколько заботы и внимания она оказывала не только их организации, но и дальнейшей их деятельности. Женщины платили гверет Хане ответной любовью и привязанностью, с нетерпением ожидая каждую встречу с ней, каждую беседу. Поэтому не случайно сейчас, когда нет рядом с нами этого замечательного человека, большинство женских клубов, созданных при содействии гверет Ханы, называют себя «клубами Ханы».

А сколько природного такта, выдержки, самообладания, умения выслушать собеседника и найти для него именно то нужное слово или совет, в котором он нуждается, проявляла гверет Хана при разборе конфликтов, возникающих в различных семьях.  Вспоминаю, как в любую погоду несмотря на свое порой очень плохое самочувствие, гверет Хана посещала семьи, которые находились на грани развода. И, примечательно, что обычно ей удавалось найти тот «ключик», который помогал примирить супругов и сохранить семью. Иногда в одну и ту же семью ей приходилось ездить по нескольку раз. Часто беседовать с супругами и их родителями, находя убедительные доводы, помогающие преодолеть ссору и наладить мир, согласие и взаимопонимание в семье.

Такие беседы продолжались иногда до поздней ночи и, в большинстве своем, результат был положительным.

Многие семьи из тех, кого гверет Хана посещала с этими проблемами, благодарны ей за то, что она помогла им выйти из трудного и опасного периода для их семьи, помогла выстоять и найти правильное решение. Сохранилась полная семья, налажены благополучие и взаимопонимание, дети при живых родителях не остались сиротами.

Продолжая славные дела своего мужа, направленные на благо и счастиье человека, гверет Хана так же, как и мулло Авнер, придавала большое значение в своей общественной деятельности знакомству людей, желая им помочь найти друг друга и создать благополучную семью. В этих целях под ее руководством открывается служба знакомств, благодаря которой сыграно много радостных свадеб.

Говоря о святости и духовности, рабанит Хана сама была поистине святым человеком. Ее не нужно было звать на помощь, она всегда знала, кто в ней нуждается и с радостью помогала этому человеку. Так, например, зная и учитывая трудности олимовской жизни, гверет Хана открывает свой фонд помощи и выделят нуждающимся семьям беспроцентные ссуды. Это была огромная материальная и моральная помощь. Наряду с этим оказывалась и безвозмездная разовая материальная помощь.

В традиции гверет Ханы было и поздравление всех участниц женских клубов с еврейскими праздниками. Каждый подарок, вручаемый ею женщинам, хранил тепло и ласку ее души.

Чуткая и отзывчивая гверет Хана могла трудности другого человека провести через себя и прочувствовать их сердце, как свои (кто знает, может именно потому чуткое и отзывчивое сердце не выдержало). Примеров этому огромное множество. Приведу лишь два из них. Случайно оказавшись на одной свадьбе, гверет Хана обратила внимание, что она проходила очень скромно. Узнав, что жених и невеста – сироты, она открыла свой кошелек и все имеющиеся деньги, предназначенные для оказания разовой помощи нуждающимся, были отданы молодоженам в качестве свадебного подарка. В эту минуту гверет Хана хотела, чтобы в счастливый для них день, жених и невеста ощутили материнскую любовь, ласку, внимание и заботу.

Или другой пример. Зная, что семьи новых репатриантов, в силу слабой материальной базы не могут приобрести кухонную плату для соблюдения субботы, гверет Хана проводила большую работу по обеспечению нуждающихся семей платами и самоварами, предоставляя тем самым этим семьям материальную помощь. , но главное, возможность соблюдать заповеди субботы.

От первого лица

В газете «Наш дом» (№ 9 март 1996 г.) гверет Хана рассказала о своем муже и о том, как она и ее семья продолжают дело рава Авнера:

– Еще будучи в Советском Союзе, мой муж – мулло Авнер был ярым пропагандистом идей Торы. И даже тогда, когда за это сажали людей в тюрьмы, он не переставал заниматься данной деятельностью. Мулло Авнер мечтал о том, чтобы в каждом еврейском доме нге только знали, но и соблюдали все еврейские обычаи и традиции, почитали Тору и своих отцов. Поэтому все добрые дела мой муж выполнял абсолютно безвозмездно. , Их так много, что даже трудно перечесть. Он не щадил себя, не жалел ни времени, ни денег, чтобы в различных городах помочь евреям сохранить веру в своем сердце, не отойти от Торы. Причем для него важен был сам человек.

Даже тогда, когда нуждающийся был неверующим, для мулло Авнера это не имело никакого значения. . Если человек нуждается, значит ему надо помочь. Поэтому не случайно мулло Авнер за свой счет сыграл свадьбы многим молодым парам, не имеющим необходимых материальных средств.

Переехав в Израиль мой муж наконец-то получил возможность открыто, не таясь, помогать людям в их стремлении приобщиться к религии, к нашей святой Торе.   

К большому сожалению, безвременная, скоропостижная смерть вырвала из жизни, любимого, очень дорогого и близкого мне человека. Прервался в самом разгаре жизненный порыв, направленный на оказание помощи людям.   А ведь именно это и являлось основным девизом жизни моего мужа. Сейчас мы стараемся продолжать то, что делал мулло Авнер, ибо только этим можем доказать свою верность и преданность его делам и стремлениям. В различных городах Израиля открываются бейт-кнесссеты и культурные центры, которые называются именем мулло Авнера.

В начале сентября 1995 года в Днепропетровске состоялось торжественное открытие еврейской религиозной школы для девочек, организованной при финасовой помощи благотворительного бухарско-еврейского общества «Ор Авнер». Инициатором создания этой школы являлись мы с сыном Леви, который также, как и его отец, рассматривает целью своей жизни служение родному народу и направляет свою деятельность на сохранение у евреев преданности заповедям священной Торы, духовности и святости, на воспитание подрастающего поколения в духе еврейских традиций.