Исторический день в жизни нашей общины

В преддверии Рош ха-Шана мы обычно подводим итоги уходящего еврейского года. В эти предпраздничные дни, по сложившейся традиции, газеты и другие средства массовой информации наполнены статьями и материалами, в которых даются оценки и комментарии к различным событиям, которые произошли в уходящем году.

 В газете «Менора», которая вышла на этой неделе, , в отличие от других средств массовой информации, нет материалов об итогах уходящего года.  Причина тому, как говорится, лежит на поверхности – Всемирный Конгресс бухарских евреев продолжает свою работу до самого начала осенних праздников.  Так, например, в минувший четверг вечером, когда газеты Конгресса The Bukharian Times и «Менора» уже попали к своим читателем, мы с вами стали свидетелями исторического события. В этот день во Дворце Нации (“Биньяней а-ума”) в Иерусалиме вместе с тысячами наших аврехим мы завершили написание свитка Торы, посвященного памяти Иосифа Мастурова, трагически погибшего во время трагедии на горе Мирон. Здесь же, впервые в истории общины, наши аврехим получили в честь праздников специальные стипендии, которые помогут им продолжить учить святую Тору.

*

В «Пиркей Авот» записаны такие слова наших мудрецов: «Не оценивай кувшин снаружи, оценивай то, что в кувшине». В этом емком выражении заложена глубокая мудрость.

Поясню это на примере. Когда мы видим благообразного раввина с длиной седой бородой, мы практически уверены, что перед нами стоит цадик. В большинстве случаев так оно и есть. Но, к сожалению, бывают и исключения. И вот когда, мы видим, что наше впечатление о внешности раввина не совпадает с его делами, мы понимаем суть выражения о кувшине, который не стоит оценивать только по внешнему виду.   

В этой связи я хочу рассказать вам старинную историю. В одном местечке жил важный даян, о котором ходили упорные слухи, что он берет взятки. В какой-то момент эти слухи дошли до уважаемого раввина, который хотел лично убедиться есть ли под ними реальное основание.

Но как это сделать на практике? Наш раввин поступил просто. Он пришел в синагогу во время утренней молитвы, в которой принимал участие и вышеупомянутый даян. Раввин прислушался к словам молитвы даяна и услышал, что он много раз произносит слово «один». После чего у раввина не осталось сомнений, что даян не чист на руку.

Вы спросите, почему на основании единственного слова, пусть и произнесенного много раз, раввин сделал свои выводы.  На этот вопрос ответил сам раввин и именно этот ответ остался в истории нашего народа.

Раввин сказал примерно следующие слова:» Когда даян на суде выясняет истину, то он в этот момент становится партнером Вс-вышнего в акте нашего бытия. Но если даян выносит свой вердикт, не руководствуясь истиной, моралью и справедливостью, то он в этом акте бытия оставляет Вс-вышнего одного, без партнера. Потому, не контролируя себя, даян и твердил во время молитвы слово «один»… 

Но дело здесь вовсе не в упомянутом даяне-взяточнике. Просто эта история – очередной пример для нас, что самые высокие титулы или самый благообразный внешний вид не еще не говорят о том, что перед нами человек честный, богобоязненный и добрый. С другой стороны, мы должны отдавать себе отчет, что нет на земле абсолютных праведников. Даже самые великие цадики могли быть не безгрешны. Что поделать, слаб человек и ничего человеческое ему не чуждо. Потому, давайте будем судить людей по их большим, реальным делам, а не по их степеням и званиям, внешнему виду или маленьким человеческим слабостям.

Дорогие друзья. Прошу только вас об одном.  Если вы решите судить нас – членов Президиума, руководителей и работников Всемирного Конгресса, то оценивайте нас по нашим реальным делам на благо общины. Поверьте, что список таких дел не будет коротким.  Ведь буквально каждую неделю, каждый день Всемирный Конгресс бухарских евреев реализует самые разные проекты в самых разных сферах нашей жизни. К слову, один из таких проектов, упомянутый выше исторический съезд аврехим-бухарских евреев, который и прошел в Иерусалиме в минувший четверг.